Былички про Домового

Былички о домовом Духи

Былички о домовом — это древние наивные представления людей о том, что рядом с ними живут и оказывают определенное влияние на их деятельность таинственные существа, «хозяева» различных мест: домовые, водяные, лешие, банники и другие.

Одно из существ, с которым человек сохранил возможность общения до сих пор, – домовой. Само это слово появилось на Руси в XVII веке, хотя сведения о духе дома и двора, похожем на домового, находят и в записях, относящихся к XV веку.

О необычных жильцах хозяйских подворий всегда отзывались с почтением, не позволяя себе не только ругаться их именем, но и произносить его вслух, чтобы не оскорбить важного постояльца. Называли уважительно: соседушко, хозяин, кормилец, сам, доможил; за любовь к теплу и уюту именовали жаровиком, а за древний возраст – не иначе как дедушкой. В этих определениях – давний смысл отношений домового с членами семьи, его статус в доме, основные особенности характера.

На протяжении XIX–XX веков краеведы, этнографы, местные бытописатели и очевидцы отмечали, что вера в «соседушку» была крепкой и широко распространенной. Крестьяне верили, что домовой живет в каждом доме как второй хозяин, а без него жизнь обитателей может обрушиться – они разорятся или даже умрут. Поэтому присутствие «хозяина» стремились сохранить любыми способами. К примеру, рассказывали, что в Орловской губернии, после того как сгорела целая деревня, домовые так затосковали, что по ночам долго были слышны их плач и печальные стенания. После такой оказии крестьяне соорудили временные шалашики, разбросали возле них ломти подсоленного хлеба и пригласили домовых на временное жительство.

В быличках о домовом часто рассказывается о том, как он предотвратил пожар, вовремя разбудив хозяина, или спас теленка, вызвав на двор хозяйку.

Построил один наш мужичок зимовье. Скот там пасти. Скотину перегнал. А перед тем попросился у домового: «Хозяин-хозяин, пусти меня к себе и скотинку мою жалуй!» На ночь каши наварил полный горшок, сам не тронул, а на шесток домовому поставил. Загнал во дворы скотину, стал жить, пасти. И как-то раз дождь был. Он промок весь, к вечеру загнал во дворы, пошел, согрелся и уснул. Спит, вдруг кто-то его за плечо встряхнул: «Хозяин, хозяин! А быки-то твои изгородь разбили, ушли вверх по оврагу!» Выбежал: правда, дворы пусты. Он — на коня и вверх по оврагу. Уже в вершине их догнал, заворотил. Потом снова как-то спит, слышит: «Хозяин, у тебя зимовье горит!» Проснулся: вот беда, огнем все занялось! Он говорит: «Дедушка-домовой, помогал бы мне тушить-то». И сразу дело лучше пошло, затушил скоро, ничего как-то не погорело.

Домовой дает знать членам семьи о предстоящих событиях в их жизни — вступлении в брак, болезни, смерти близких, отъезде из дому, пожаре. Но сообщает об этом не прямо, а знаками. Обычно домовой невидим, но если внезапно, без причины покажется человеку — жди перемен в жизни. И не всегда эти перемены будут хорошими.  Многие былички о домовом содержат сведения о том, как у домового узнавали о своей судьбе или судьбе своих близких, вызывая его заговорами.

У нас во время войны как-то ходили к домовому спрашивать, как жить дальше. Какая-то старушка пришла, сказала: «Я умею вызывать домового». Так я и сестра ходили да еще одна старушка тоже пришла. Вывернули наизнанку рубахи, вывернули все, пошли в двенадцать часов ночи во двор. А там была старушка, которая вызывала домового. И все пришли в хлев, она круг вокруг всех очертила. Какие-то слова говорила, но я не знаю. И стала она домового спрашивать. Вызвала его… тут этот хлев затрещал, солома зашумела, корова встала. А старушка говорит: «Сперва корову уложи, а потом с нами говори». Он уложил корову, скотина спать легла. Он таким шершавым голосом говорил. Сестра спросила, какую нам корову продавать — старую или молодую. Он сказал: «Старую оставить, молодую продать». Про моего мужа спросила, придет ли с войны. Он сказал: «Придет». А потом начал навозом бросать. Руки у него холодные, так захватил меня за фуфайку, да как дернул.

Когда Домовой поселяется на вольном воздухе, например на дворе, то и зовется уже «дворовым», хотя он не отдельный дух как многие считают: это тот же «хозяин», взявший в свои руки наблюдение за всем семейным добром. Его не путают с живущими в банях баенными и банными, с поселившимися на гумнах овинными и сенными. Это все больше недоброхоты, злые духи.

А как же в хозяйстве без домового? Кто предупредит о грядущей напасти, кто скажет, какой масти надо покупать лошадей, какой шерсти покупать коров, чтобы водились они подолгу? Если говорят, что скотина «не ко двору», то это значит, что её не взлюбил своеобразный капризник «дворовый хозяин». Кто умеет слушать и чутко слышит, тому домовой сам своим голосом скажет, какую надо покупать скотину. Разъезжая на нелюбимой лошадке, домовой может превратить её из сытого круглыша в такую клячу, что шкура будет висеть, как на палке.

В Меленках вот один домохозяин спрятался в яслях и увидел, как домовой соскочил с сушила, подошел к лошади и давай плевать ей в морду, а левой лапой у нее корм выгребать. Хозяин испугался, а домовой ворчит про себя, но так, что очень слышно:
— Купил бы кобылку пегоньку, задок беленький!
Послушались его и купили. И опять из-под яслей хозяин видел, как с сушила соскочил домовой в лохматой шапке, в желтой свитке, обошел кругом лошадь, осмотрел её да и говорит:
— Вот это лошадь! Эту стоит кормить, а то купил какую-то клячу.
И домовой стал её гладить, заплел на гриве косу, и начал под самую морду подгребать ей овес.

А вот в другой деревне домовой, навалившись ночью на мужика и надавливая ему грудь и живот, прямо спросил (и таково сердито!):
— Где Серко? Приведи его назад домой.
Надо было на другое же утро ехать в ту деревню, куда продал хозяин лошадь, и размениваться. А там тому рады: и у них, когда вводили лошадь, на дворе она фыркала и артачилась, а на другое утро нашли её всю в мыле. Один хозяин в упор спросил домового, какой шерсти покупать лошадь, и домовой ему повелительно ответил: «Хоть старую, да чалую», и т. п.

Бывают лошади «двужильные» (переход от шеи к холке раздвоенный), в работу негодные: они служат только на домового. Кто об этом дознается, тот спешит продать такую лошадь за бесценок, потому что если она околеет на дворе, то сколько лошадей ни покупай потом — все они передохнут (счетом до 12-ти), и нельзя будет больше держать эту скотину. Вот только в этом единственном случае, всякий домовой, как он ни добр нравом, бывает неуступчив, и чтобы предотвратить его гнев, пробуют поколелую лошадь вытаскивать не в ворота, а в отверстие, нарочно проломанное в стене хлева, хотя это и не всегда помогает.

Зная про подобные напасти и не забывая проказ и капризов домового, люди выработали по всей великой Руси, общие для всех, обычаи при покупке и продаже лошадей и скота, а также и при уходе за ними.

Домовой любит лошадей и в знак любви заплетает им гривы в косички. Придя на следующее утро в хлев, хозяин только руками всплеснет — у лошадей все гривы в мелких косичках. Косички, которые домовой заплетает в лошадиных гривах, расплести трудно, да и делать этого не рекомендуется — домовой может рассердиться на хозяев и невзлюбить такую лошадь. Тогда по ночам он будет мучить ее, ездить на ней, пока лошадь не покроется потом. А если домовой невзлюбит скотину — жди беды. Такое животное лучше сразу продать, все равно проку от него не будет — домовой изведет.

У нас четыре коня было. Одного-то невзлюбил домовой, и все. Утром приходят мужики: у всех коней овес насыпан, гривы заплетены (он им косички мелкие-мелкие плетет). А этот вспаренный весь, храпит. Ну, решили мужики подкараулить его. Взяли, подвесили дырявое ведро под овес, а сами за скирдой спрятались. А домовой пришел, стал овес насыпать, а ведро дырявое. Он как кинет его в скирду, в мужиков. Ох, перепугались они и убежали (Владимирская губерния).

Когда купят корову или лошадь, то повод от узды или конец веревочки передают из полы в полу и говорят пожелания «легкой руки». Покупатель снимает с головы шапку и проводит ею от головы и шеи, вдоль спины и брюха «новокупки». А когда «новокупку» ведут домой, то из-под ног по дороге поднимают щепочку или палочку и ею погоняют. Когда же приведут корову во двор, погонялку эту забрасывают:
— Как щепочке не бывать на старом месте, как палочке о том же не тужить и не тосковать, так бы и купленная животина не вспоминала старых хозяев и не сохла по ним.
Затем «новокупку» прикармливают кусочком хлеба, а к домовому прямо обращаются и открыто, при свидетелях, кланяются в хлевах во все четыре угла и просят: поить, кормить, ласкать и холить и эту новую, как бывалых прежних.

Хозяин или хозяюшка живет в углу, за занавесками, везде. Он все слышит, что мы говорим. Дом охраняет. Домовой из тех, кто жил тут, — это душа чья-то, может, отец, мать или братья. Если не уважить его — он и колотить будет, спать не будешь. Он хозяин надо всем. Ту же скотину — завела теленка, а не спросилась у хозяина — теленок будет такой истрепанный, измученный, как будто катали его.

На Русском Севере во время войны у домового узнавали о судьбе мужа, находящегося на фронте. Для этого женщина должна была в полночь пойти в хлев и спросить домового, жив ли ее муж. Об этом до сих сохранилось много быличек.

У моей сестры муж во время войны попал в плен. Она пошла у хозяина дворового спрашивать. А было у нее двое ребят маленьких. Она во хлеве его растревожила, а не дождалась. Надо, если растревожила, так спрашивать. У нас в войну ходили люди у него спрашивать. Спросят по-хорошему, так он все расскажет. А она пошла, а сам дворовой во хлеве-то зашевелился, солома-то поднимается. Она бегом из хлева и на печь вскочила. А он все равно пришел. Пришел, да двери размахнул: «Что, — говорит, — потревожить потревожила, а ответа не дождалась? Моли Бога, что ангелы вокруг тебя!» А она между детьми легла на печку. Потом она пришла и крестному рассказывает, а он говорит: «Ты — дура! Только бы сказала: «Батюшко-хозяйнушко, тебя вызываю. Скажи, жив ли у меня муж или нет?» И все он бы сказал. А то убежала!» Хорошо, что ребята рядом лежали, а то бы задушил.

Домовой предсказывает грядущие события не только звуками. Он наваливается ночью на спящего человека и начинает его душить. В этот момент нужно не растеряться и спросить: «К добру или к худу?» Домовой тотчас отпустит человека и шепнет ему на ухо, что его ждет впереди — худое или доброе. Былички про домового о его советах и предсказаниях тоже не редкость, о чем свидетельствует следующий рассказ одной очевидицы:

«Однажды ночью я почувствовала, что меня кто-то душит. Я тут же проснулась и рукой ощутила рядом с собой что-то лохматое, вроде собаки. Страшно испугалась и оттолкнула его рукой. Утром соседка посоветовала: „Если еще раз придет, ты спроси: к худу или к добру?” Я так и сделала, и он еле слышно ответил: „Хорошо”. Вскоре мне досталась крупная сумма денег».

Или другое свидетельство:

«Посреди ночи я проснулась от ощущения, что меня кто-то щекочет. Затем он схватил меня острыми когтями за большой палец ноги, а другой рукой, покрытой шерстью, стал щекотать мне ступню. Я инстинктивно дернула ногой, и ему это не понравилось. Я буквально оцепенела от страха, стала прятать ноги под лежащего рядом мужа. Утром рассказала о случившемся свекрови, и та объяснила: домовой выживает из квартиры. И правда, вскоре мы получили новую квартиру. Пророчество домового было хорошее, поэтому мы позвали его с собой».

Лежу я на печи и вдруг чую, что половицы-то скрипят и кто-то дышит. Я-то молчу, притаилась, поняла, что это домовик. Он залез на печь, посидел возле меня и молча ушел. Я все думала, к чему это, а утром у меня мама заболела тяжело.

Под г. Орлом рассказывают, что однажды домовые так раздобрились для своих любимых хозяев, что помогали им в полевых работах, а одного неудачливого хозяина спасли тем, что наладили его на торговлю и дали возможность расторговаться с таким успехом, что все дивились и завидовали. Заботы и любовь свою к семьям иной-доможил простирает до такой степени, что мешает тайным грехам супругов и, куда не поспеет вовремя, наказывает виноватого тем, что наваливается на него и каждую ночь душит. При этом, так как всей нечистой силе воспрещено самим Богом прикасаться к душе человеческой, то, имея власть над одним телом, домовые не упускают случая пускать в ход и шлепки до боли и щипки до синяков. Не успеет виновная, улегшись спать, хорошенько забыться, как почувствует в ногах тяжесть, и пойдет эта тяжесть подниматься к горлу, а там и начнет мять так сильно, что затрещат кости и станет захватывать дыхание.

Перед смертью одного из членов семьи, перед войной или пожаром домовой воет, стонет, вздыхает в подполье, стучит и шумит по ночам, не дает заснуть. Так он дает понять хозяевам, что их ждет беда. Услышав домового, нужно спросить: «К добру или к худу?» Домовой ответит.

Также домовой может заплетать косички или путать волосы людям. Вот один из таких случаев, рассказанный девочкой-подростком:

«Мы с мамой собирали ягоды в лесу и не заметили, как стемнело. Решили в темноте не искать дорогу назад, а переночевать в ближайшей деревне. Ночевать нас пустили в новый дом, где пока никто не жил. Хозяйка постелила нам на полу, пожелала спокойной ночи и ушла. Ночь прошла вроде бы тихо. Но утром я обнаружила, что мои косы были расплетены, перепутаны, взбиты и будто вымазаны. Ленточки валялись в двух метрах от постели.

Часа три ушло на то, чтобы расчесать и привести волосы в порядок. В некоторых местах пришлось выстригать целые пряди. Слез от боли и обиды я пролила немало. Глядя на мои мучения, хозяйка горестно покачала головой, и вдруг сказала: „Ой, деточка, это твоими волосами ночью дедушка-суседушка поиграл, видно, они ему очень понравились, отберет он их у тебя”. А через неделю обнаружили, что меня укусил клещ. Пролежала в больнице полтора месяца, постоянно мучили страшные головные боли, и волосы пришлось отрезать».

Былички о Домовом повествуют, что он может предсказать рождение ребёнка.

«Случилось это со мной. Было мне года 22-23. На кровати в сенцах лежала, сплю и не сплю, смотрю, выходит из ног, как девка в платье. Платье белое с цветочками. Штаны чёрные. И мне дунула. Вот так и я, как пьяная. И я хотела спросить: это к добру, и она мне ещё воздухом ошунула. Она мне сказала, но я не поняла, к добру это или нет. И ушла в ноги. Я её пощупала, мягкая. Мой хозяин – девка. На этот же день она мне во сне снится. Что ж, я замуж выйду, я у неё во сне спрашиваю. А она мне не сказала ничего. Залезла на печку, дала мне две карты. Я поглядела на карты: валет бубней и король крестей. Значит, я в девках рожу: валет – ребёнок, король – мужчина пожилой, потому что он чёрный, не бубновый и червовый. А это, наверное, выйду замуж или за старого или за чёрного. Через три года я родила в девках в 28 лет. Родила себе ребёнка. Когда сыну исполнилось 7 лет, я вышла замуж».

Домовой может и пошутить над жильцами и пакостей натворить.

«Однажды одна старушка наварила много жирных щей, поставила кастрюлю на стол, а сама вышла в магазин. Приходит, а кастрюля пустая. Потом как-то раз вечером она оставила кружку возле печки и пошла спать, на утро хотела воды попить, а кружки той нет у печки. Она ее искала долго, а потом заглянула за печку, а она там стоит. Еще как-то раз слышала, как кто-то чихал ночью на печи, пошла посмотреть, включила свет, а там никого нет».

«Поздно вечером сидела я в кресле и вязала внучку носки. Вдруг слышу, дверь в чулане скрипит. Ну, думаю, кошка шалит, прислушалась. Опять скрипит. Мне страшно стало. Может, думаю, воры, так деда надо разбудить. Встала, пошла к двери. Открываю потихоньку, и вдруг мимо меня что-то тёмное шмыг в угол, да как засмеётся. Я назад в комнату, со страху руки дрожат, слова вымолвить не могу. Включила свет и в чулан. Гляжу, посуда на полках переставлена, стол в другом месте стоит. Я даже улыбнулась. Домовой хозяйничает».

«Бабушка двоюродная вышла замуж. Поселились они с мужем в новом доме. На новый год их пригласили отмечать к друзьям. Уже уходили, дверь закрывали, слышат за дверью грохот. Испугались, думали, что-то случилось. Дверь открыли, а все в порядке дома. Опять повторилось тоже самое — опять грохот. Опять все в порядке, как и было. Потом третий раз тоже самое. Потом решили, что это домовой не хочет оставаться один дома в праздник».

«Мой друг решил сделать в квартире небольшой ремонт и перенес некоторые вещи в кладовку. Была там и стиральная машина. Дверь была плотно закрыта. Как-то он услышал сильный грохот, оказалось, что машина была выброшена из кладовой на середину прихожей. А в кладовую убегало маленькое волосатое существо, и оно исчезло».

Былички о Домовом рассказывают как узнать, где в вашем доме живёт домовой.

«Если тебе захотелось увидеть домового, то надо тебе пойти ночью в церковь. Взять свечку, зажечь ее там и возвращайся домой, но чтобы она не затухла и никому не давай
зажечь от своей свечки. Когда придешь домой, то со свечкой влезь на чердак и посвети там. В это время домовой и появится. Только многие боятся на чердак лезть, потому что он страшный».

Как можно узнать, где в вашем доме живёт домовой! Для этого нужно взять свечку, зажечь её и ходить с ней по дому. В том месте, где свечка затухнет, там и живёт домовой.

Неповинных Мария Ефремовна из села Приречное рассказывала, что у нее в доме живет несколько домовых. Одного, который живет в прихожей, она называет Сенник. По ее рассказам он сторожит вход в дом. Она его кормит – ставит мисочку в угол. Однажды, когда она была в комнате, что-то застучало. Она вышла в сени и увидела чужих людей, которые пытались что-то украсть. Так Сенник спугнул воров и предупредил ее. О Домовом она почти ничего не знает, но верит, что он живет в доме. Поэтому она ставит ему гречневую кашу на печку. А еще она говорит, что она задабривала Домового, когда у нее должен был родиться ребенок. И когда она оставляла ребенка в доме одного и уходила в огород, то он не плакал. Также она говорит, что у нее в сарае, где хранится зерно, яйца и другие продукты, живет ещё один дух, она называет его Амбарник. Он у нее охраняет зерно и, как она говорит, у нее там нету ни одного даже самого маленького жучка. А мыши живут у соседей в сарае и, что очень интересно, к ней не перебегают. Ему она кушать ничего не ставит и говорит, что в амбаре много продуктов и, если Амбарник захочет, то сам съест то, что он хочет.

Былички о Домовом также рассказывают, что кроме своего родного домового-благодетеля, в доме может завестись чужой, или, как раньше говорили, «на-брожий» домовой.

«Наброжий» — от слова «бродить», «набредать». Чужой домовой опасен для семьи и для хозяйства. Он ведет себя в доме как злой и враждебный дух. Для дома посторонний домовой — настоящая беда. Он изводит и губит скотину, разрушает хозяйство, вредит домашним.

А когда переходят в новый дом-то, его ведь с собой забирают: «Пойдем, хозяин, пойдем». Вот случай-то в деревне был: построил мужик в деревне новый дом, а домового позвать забыл. Так и остался он в этом доме. Приехали новые хозяева со своим домовым, туг и сошлись два домовых. Старый нового выгоняет. Вот и пошла у них вражда. Наступит, бывает, ночь, пойдут плетками хлестать по стенам, и идет шум по всему дому. Думали, думали хозяева, как избавиться от старого домового, и надумали: открыли дверь и сказали: «Уходи, уходи, у нас свой хозяин». Так и прогнали.

Откуда же берутся «наброжие» домовые? В большинстве своем они получаются из тех домовых, которых хозяева забыли при переезде в новый дом. Если старое жилье с оставленным там домовым пустует, он тоскует и воет. Но если в этот дом въедет другая семья, то озлобленный домовой начинает делать ей пакости. Ведь для него эта семья — чужая, она не связана с ним родством.

Домовой есть. Когда в новый дом переходишь, его нужно приглашать с собой и увозить своего домового. И он всегда будет помогать. А когда придешь в чужой дом и там чужой домовой, то там начинаются всякие неприятности. Даже могут смертельные исходы быть. Мы ж своего-то домового не взяли. И этот, чужой — недобрый уже для нас. А свой-то, он добрый, он помогает. Он помогает в том, чтобы и скотина велась, ну, вообще вся живность во дворе чтоб была. А чужой домовой не будет помогать, а наоборот все будет. Скотина будет сдыхать. Ничего не будет вестись.

Вот такие разные и интересные былички о Домовом. Для кого то он был добрым соседом кому-то помощником и защитником. А были и такие кто считал Домового злым духом — вредителем и пакостником. А в вашем роду есть былички о домовом? Каким он был для ваших предков — добрым или злым?

Оцените статью
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector