Кощей Бессмертный

Сказка Кощей Бессмертный Русские народные сказки

Русская народная сказка «Кощей Бессмертный»

Мораль сказки: сила духа, храбрость и честность победят любое зло. А лукавство и подлость всегда будет наказано.

Сказка Кощей Бессмертный

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. У этого царя было три сына. Случилось так, что мать их унёс Кощей Бессмертный. Старший сын и просит у отца благословенья искать мать. Отец благословил, сын уехал и без вести пропал. Средний сын пождал-пождал, отпросился у отца, уехал и тоже без вести пропал.

Младший сын, Иван-царевич, говорит отцу:
– Батюшка родимый! Благословляй меня искать матушку.
Отец не отпускает, говорит:
– Тех нет братьев, да и ты уедешь: я с кручины умру!
– Нет, батюшка, благословишь – поеду, и не благословишь – поеду.
Отец благословил. Иван-царевич пошёл выбирать себе коня. На кого руку ни положит, тот падает; так и не смог выбрать себе коня.

Идёт по городу, повесил голову. Ниоткуда взялась старуха, спрашивает:
– Что, Иван-царевич, повесил голову?
Он говорит ей:
– Уйди, старуха! На руку положу, другой пришлёпну – мокренько будет.

Старуха обежала другим переулком, идёт опять навстречу, говорит:
– Здравствуй, Иван-царевич! Что повесил голову?
Он и думает: «Что же старуха меня спрашивает? Не поможет ли она мне?»
– Вот, бабушка, никак не могу найти себе доброго коня.
– Пойдём со мной, – отвечает та.
Привела его к горе, указала место:
– Скапывай эту землю.

Иван-царевич скопал, видит чугунную доску на двенадцати замках. Замки он тотчас же сорвал и двери отворил, вошёл под землю. Видит, прикован на двенадцати цепях богатырский конь. Он услыхал ездока по себе, заржал, забился, все двенадцать цепей порвал. Иван-царевич надел на себя богатырские доспехи, надел на коня узду, черкасское седло, сел и поехал.

Долго ехал, наконец доехал до горы.
Пребольшущая гора, крутая, въехать на неё никак нельзя. Тут и братья его ездят – возле горы; поздоровались, поехали вместе. Доезжают до чугунного камня пудов в полтораста, на камне надпись: «Кто этот камень бросит на гору, тому и ход будет». Старшие братья не могли поднять камень, а Иван-царевич с одного маху забросил камень на гору – и тотчас в горе показалась лестница.

Он оставил коня, простился с братьями и пошёл. Долго шёл Иван-царевич, дошёл до дома: огромный дом! В нём жила царская дочь – утащил её Кощей Бессмертный. Иван-царевич кругом ограды ходит, а дверей не видит. Царская дочь увидела человека, вышла на балкон и кричит ему:
– Тут, смотри, у ограды есть щель, тронь её мизинцем – и будут двери.

Иван-царевич ей рассказал, что пошёл спасать мать от Кощея Бессмертного.
Девица говорит ему на это:
– Трудно спасти мать, Иван-царевич! Кощей ведь бессмертный, убьёт тебя, вон у него меч в пятьсот пудов. Подымешь ли его? Тогда ступай!
Иван-царевич не только поднял меч – ещё бросил кверху. Сам пошёл дальше.

Приходит к другому дому, вошёл в дом, а тут его мать.
Время приходит быть Кощею Бессмертному.
Мать спрятала сына.

Кощей Бессмертный входит в дом и говорит:
– Фу-фу! Русским духом пахнет. Кто у тебя был? Не сын ли?
– Бог с тобой! Сам летал по Руси, нахватался русского духу, тебе и мерещится, – ответила мать Ивана-царевича, а сама поближе с ласковыми словами к Кощею Бессмертному, выспрашивает то, другое и говорит: – Где же у тебя смерть, Кощей Бессмертный?
– У меня смерть, – говорит он, – в таком-то месте: там стоит дуб, под дубом – сундук, в сундуке – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, в яйце – моя смерть.
Сказал это Кощей Бессмертный, побыл немного и улетел.

Иван-царевич отправился искать смерть Кощея Бессмертного. Идёт доро́гой много времени, не пивал, не едал, хочет есть до смерти и думает, кто бы попался.
Вдруг откуда-то появился волчонок. Царевич хочет его убить. Выскочила из норы волчиха и говорит:
– Не тронь моего детища, я тебе пригожусь.

Иван-царевич отпустил волчонка, идёт дальше – видит ворону. Зарядил ружьё, хочет стрелять. Ворона и говорит:
– Не тронь меня, я тебе пригожусь.
Иван-царевич подумал и отпустил ворону.

Идёт дальше; доходит до моря, остановился на берегу.
В это время вдруг взметнулся щучонок и упал на берег.
Иван-царевич его схватил, думает: «Вот теперь поем!» Ниоткуда взялась щука, говорит:
– Не тронь моего детища, я тебе пригожусь.
Он и щучонка отпустил.

Как пройти море? Сидит на берегу Иван-царевич и думает, а щука как будто узнала его думу, легла поперёк моря, он и прошёл по ней, как по мосту. Доходит до дуба, где была смерть Кощея Бессмертного, достал сундук, отворил – заяц выскочил и побежал. Где тут удержать зайца!

Испугался Иван-царевич, что отпустил зайца, призадумался, а волчонок, которого не убил, ринулся за зайцем, поймал и несёт Ивану-царевичу. Он обрадовался, схватил зайца, распорол его, а тут утка выпорхнула и полетела.

Он стрелял, стрелял – мимо! Ниоткуда взялась ворона с воронятами – и за уткой; поймала утку, принесла Ивану-царевичу. Царевич обрадовался, достал яйцо, да и уронил его в море. Закручинился царевич.

Вдруг море встрепенулось – и щука принесла ему яйцо, а потом легла поперёк моря. Иван-царевич прошёл по ней через море и отправился к матери. Она его опять спрятала.

Прилетел Кощей Бессмертный и говорит:
– Фу-фу! Здесь Русью несёт!
Иван-царевич вышел, показывает яйцо:
– Вот, Кощей Бессмертный, твоя смерть!
Тот на коленки перед ним и говорит:
– Иван-царевич, станем жить дружно.
Иван-царевич не обольстился его словами, раздавил яйцо – и Кощей Бессмертный умер.

Взяли Иван-царевич с матерью что было нужно, пошли на родиму сторону. По пути зашли за царской дочерью, взяли и её с собой.

Доходят до горы, где братья Ивана-царевича ждут, девица говорит:
– Иван-царевич! Воротись ко мне в дом: я забыла подвенечное платье, бриллиантовый перстень и башмаки.
Он спустил с горы мать и царскую дочь, с которой они условились дома обвенчаться.

Братья приняли их, да взяли и перерезали спуск, чтобы Ивану-царевичу нельзя было спуститься. Мать и девицу угрозами уговорили, чтобы дома про Ивана-царевича не сказывали. А Иван-царевич воротился в дом своей невесты и взял обручальный перстень, подвенечное платье и башмаки. Приходит на гору, метнул с руки на руку перстень – и явились двенадцать молодцев, спрашивают:
– Что прикажете?
– Спустите меня с этой горы.
Мо́лодцы его спустили. Иван-царевич надел перстень – их не стало.

Пошёл он в своё царство, остановился у одной старушки и спрашивает:
– Что, бабушка, нового в вашем царстве?
– Да чего, дитятко! Вот наша царица была в плену у Кощея Бессмертного. Её искали три сына, двое нашли и воротились, а третьего, Ивана-царевича, нет и не знают где. Царь кручинится о нём. А эти царевичи с матерью привезли царскую дочь, и старший жениться на ней хочет, да она сначала посылает его куда-то за обручальным перстнем или велит сделать такое кольцо, какое ей надо. Уж кличут клич, да никто не выискивается.
– Ступай, бабушка, скажи царю, что ты сделаешь, а я пособлю, – говорит Иван-царевич.

Старуха прибежала к царю и говорит:
– Ваше царское величество! Обручальный перстень я сделаю.

Встал Иван-царевич поутру и будит старуху:
– Вставай, бабушка, да ступай неси перстень.
Старуха снесла перстень. Невесте понравился.

Прошло некоторое время, невеста посылает жениха за подвенечным платьем или велит сшить такое, как ей надо. Старуха и тут успела (Иван-царевич помог), снесла подвенечное платье. После снесла башмаки. Слышат люди, что у царя в такой-то день свадьба; дождались и того дня.

А Иван-царевич старухе приказал:
– Как невесту привезут под венец, ты скажи мне.

Старуха время не пропустила. Иван-царевич тотчас оделся в царское платье, приходит в церковь, а брата его ещё нет. Он стал в ряд с невестой, их обвенчали и повели во дворец.
А по дороге попадается жених – старший брат. Увидал, что невесту ведут с Иваном-царевичем, и со стыдом обратно! Отец обрадовался Ивану-царевичу, узнал о лукавстве братьев и, как отпировали свадьбу, старших сыновей отослал, а Ивана-царевича сделал наследником.

Фильм сказка Кощей Бессмертный

Это одна из первых сказочных экранизаций, в оригинальной черно-белой версии, которая сохранилась до наших дней и не потеряла своего очарования. Сказка «Кощей Бессмертный», снятая еще во время Великой Отечественной войны, по праву вошла в золотой фонд советского кинематографа.

Сказка Кощей Бессмертный показывает, что существует добро и зло. Добро вокруг, оно светлое и радостное, нужно учиться его ценить и защищать. Есть и противоположность добра — темное Зло. Кощей может быть хранителем Царства Тьмы, Темой Нави, олицетворением Зимы и Холода. Трудное и тяжелое время для древних людей. Похищаемые девушки могут быть олицетворениями Весны и пробуждения природы. Иван-Царевич побеждает Кощея, отбирает весну, с дождями природа оживает и приносит плоды. Потом снова с осенью возвращается сила Кощеева, и наступает Зима.

Может есть и другие тайные смыслы, которые откроются когда придет время, тогда тем более важно передать тайны народного знания грядущим поколениям.

Оцените статью
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

  1. Алина

    Я тут у вас читала расшифровку сказки Колобок. Скажите, а сказка Кощей бессмертный имеет такую же расшифровку?

    Ответить
    1. Марина автор

      Алина, о какой расшифровке идёт речь?

      Ответить
  2. Алина

    Ой, не расшифровка, а сакральный смысл сказки про Кащея.

    Ответить
  3. Данила

    Интересно будет почитать вашу версию. Я уже разные читал — кто с Родом связывает, кто с астрономией. Даже есть такие, что в сказке богатыря Богура считают, что это Сталин.

    Ответить
Adblock
detector