Леший — дух-хранитель лесных просторов

Леший Духи

Леший – Дух-хранитель леса, входит в свиту бога Велеса и охраняет лес и его жителей от вреда, наносимого человеком. Леший многолик — это одновременно и животное, и растение, и человек, и вихрь, и безликий дух.

Кто такой Леший

Леший – в славянской мифологии, дух покровитель леса и всех его обитателей, частый персонаж русских народных сказок. Слово «леший» в областных говорах и в старинных памятниках означает: лесной, лесистый. Место жительства духа — глухая лесная чащоба. Леший мог принимать обличье животного – волка, зайца, филина, петуха. А мог предстать и в образе дерева или гриба. Леший имел привычку показываться внезапно, а затем исчезать.

Отмечено более полусотни имен Лешего, которые характеризуют различные особенности его облика и занятий: «властелин» – лесной хозяин (Волог.); «царь лесной» (Новг., Олон., Костр.); он – старший и меж лесными обитателями, и меж людьми, «сам дядька» (Яросл.), леша́к, лесови́к, лесни́к, лесу́н / лису́н (полису́н), лесно́й и даже лес, а в вежливых обращениях к нему — лес праведный, лес честной, лесной дедушка, лесной дядя, лесной житель, лесной хозяин.

Всё это происходило потому, что в лесу на самом деле существовало очень много младших лесных духов — помощников Хозяина леса – олицетворения (воплощение) самого леса или его безликой силы. Велес, владыка лесных просторов, поставил своим исполнителем Лешего — духа-хранителя леса. А Леший в свою очередь имел в подчинении младших духов которые отвечали каждый за своё пространство. И это легко понять, если проанализировать мифы, сказки и различные былички и побасенки о лесе и его обитателях. Я нашла и выделила около полтора десятка младших духов. Если вы знаете ещё каких-то — милости прошу поделиться знаниями в комментариях.

Духи помощники Лесного царя

Сам Лесной дух-хранитель — он же главный Леший. Он есть сам дух леса — олицетворение всего лесного царства. Он — это каждая частичка этого пространства и он само это пространство и его душа. Это мощная сила леса, проявляющаяся в шумах и звуках, движении воздуха, роста и самой жизни. По его велению всё растёт и размножается в лесу.

Леший. Художник Игорь Ожиганов
Леший — дух-хранитель леса. Художник Игорь Ожиганов

Лешие — духи-хранители каждого отдельного лесного массива. Получается, что в каждом лесу был свой Леший. Их в разных местностях называли по разному — Лесничий, Лесавка, Лесовая сила, Лисун, Лесной старик, Лесняк, Полiсун (лісовик и лісун в Украине), Лясун и Лешук в Белоруссии. Леший – дух и хозяин леса, превращается в абсолютно любого зверя, птицу или дерево (причем не только диких, но прирученных видов), может предстать в виде гиганта или карлика, либо же, будучи невидимым, проявлять себя громоподобным сопеньем или хлопаньем. Считалось, что он, «пока в лесу идет – с деревьями вровень, а в поле выйдет – с травой сравняется». Вопреки всем сказкам и суевериям Леший очень хорошо относится к людям. Он не заманивает одиноких путников в чащу, не сбивает их со следа, не пугает их свистом и криками. Напротив, леший может принять человеческий облик и вывести заплутавших путников на правильную дорогу. Такие истории можно услышать в любой деревне. Задачи у лешего те же самые – следить за порядком в лесу, чистить энергетику.

Лешак — лесной дух известный своим неоднозначным отношением к людям — мог сгубить, завести в чащу, похитить, отбить охотничью удачу, а мог и наградить (дав охотничью или пастушескую удачу, подарив волшебную вещь) и защитить. Обычно изображался в виде седого человека (старика или юноши) нередко покрытого мхом, в вывернутой наизнанку одежде (чаще всего – в зеленой) и неправильно обутой обуви.

Лешачиха (Лесовиха, Лесниха) – лесной дух в облике женщины, жена лешего. Может подшутить над людьми, но вполне способна и наградить за доброе дело (например, пасти коров в благодарность или одарить нескончаемым рулоном лесной ткани). Представлялась огромной девушкой (ростом с дерево) в белом или печатном сарафане, либо же растрепанной большегрудой женщиной с длинными зеленоватыми космами.

Лешеня и Лешенка — дети Лешего присматривали за младшими лесными духами. И как всякие дети любили игры и розыгрыши.

Лесняк – (по версии писателя Г. М. Науменко) лесной дух с телом, покрытым растительностью. К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим — плохо: пугает, заставляет ходить кругами.

Ауки — младшие лесные духи. Выглядят как дети — поют голосом без слов, бьют в ладоши, свистят, аукают, хохочут, плачут. Именно Ауки своими «Ау-Ау» путают людей.

Белый дедушка – один из видов лешего, отличающийся доброжелательностью к людям. Описывается как высокий седовласый мужчина, с головы до ног закутанный в белые одежды.

Берегиня – обережный женский дух леса и и его обитателей. Представала в виде красивой девушки в длинной белой рубахе — с распущенными волосами.

Блуд или Водило – дух, заставляющий человека терять ориентацию в пространстве. Представал в облике немощного старичка, но мог принять облик знакомого человека.

Уводна или Водка (Водана) – дух, заманивающий людей в лес. Изображалась чаще всего в виде девушки в красном сарафане и красной шали.

Боли-бошка – коварный лесной дух, упрашивающий встречных поискать его суму и награждающий поверивших головной болью. Изображался в виде бедно одетого старичка с веревочной петлей.

Боровой (Боровик)– хозяин бора, подчиненный лешему). Представал в виде маленького коренастого старичка.

Древесница – душа дерева, представлявшаяся в виде прекрасной девушки — отличить её можно было по коже, по виду напоминающей кору дерева.

Древобог или Кокор – добрый дух дерева-великана. Представал в виде существа с ногами-корнями и ветками-руками.

Корневица – дух с телом в виде корня и человеческой головой. Ведает влагой и ростом растений.

Листин – старый лесной дух, предводитель лесавок. Изображался в виде маленького человечка, собранного из листьев, шишек и мха.

Моховик – дух мшистых болот и грибов, самый младший из подчиненных лешего. Собирающим грибы людям он предстает в виде маленького, в четверть аршина (18 см) старичка.

Оплетай – вредный дух путает ноги корнями и травой не пускает идущего вглубь леса.

Подкустовник – дух, обитающий в кустарнике, представлялся существом с тонким, сотканным из коры телом и волосами-листьями.

Полисун – белорусский Волчий пастырь.

Пущевик – дух диких лесов, собрат лешего. Изображался с руками-сучьями, косматый, весь заросший мхом, ростом с самое высокое дерево — обитает в самой чащобе и губит людей, которые осмеливаются туда проникнуть.

Дубравник — дух дубрав. Представал в виде низкого и крепкого мужичка, облепленного дубовыми листьями и желудями.

Также в каждом лесу были свои Кустовики, Цветники, Грибаны (Грибники), Травники, Моховики, Ягодники, Листники — каждый имел свои функции и все вместе они стояли на службе Лешего и всего леса, делая его лучше, сильнее, могучее. И наши предки жили в согласии и понимании с лесом. Потому что он их кормил, обогревал, одевал и помогал жить в согласии с природой и самими собой.

«Лесной царь – глава и управитель леса; он со своей женой, лесной царицей, правит в своем царстве и ему подчиняются все другие духи: лешие, боровики, моховики. Друг Кикиморы. Также как она, любит детей. Особенно любит сбивать их с пути и заводить в чащу. Жизнерадостен. К месту и не к месту смеется, пугая зайцев, птиц и грибников. Может превращаться в куст, сухое дерево, пень. В сказках обычно кружит по лесу добрых молодцев, не давая им добраться до красных девиц, томящихся в избе Бабы яги или норе Змея Горыныча.» (Славянская мифология)

Леший и Стрибог. Художник Игорь Ожиганов
Леший и Стрибог. Художник Игорь Ожиганов

Как выглядит Леший

«Леший» буквально значит «лесной». Внешность Лешего переменчива, потому что он – дух, и изначально не материален. Поэтому он может выглядеть как угодно. Леший может предстать в образе любого обитателя леса — зверя, птицы, дерева, растения. Для встречи с опасным противником он может выбрать облик медведя или волка, а может деревом исполином стать или целой чащей, а чтоб проследить за кем-то — птицей, чаще всего филином обернётся.

Новгородцы уверяли, что этот старичок носит белую одежду и большую шляпу, а когда садится, закидывает левую ногу на правую. Согласно некоторым северным сказам, с виду леший похож на человека.

Если Леший хочет с человеком поговорить, помочь или предупредить его, то примет облик человеческий — старика седого с длинной бородой, крючковатым носом, деревянным телом, совиными глазами, одетого в волчовку – кожух из волчьей шкуры наружу и с резным посохом. Узнать что это Леший можно по зеленоватому оттенку бороды. Волосы у Лешего длинные, серо-зеленоватые, зато на лице – ни ресниц, ни бровей, а глаза – как два изумруда, горят в лесных потёмках зелёным огнём. (Архангельская обл)

В мифах изображался в образе небольшого человечка, облачённого в одежду из шкур или древесной коры.

Леший отличается от прочих духов особыми свойствами, присущими ему одному: если он идет лесом, то ростом равняется с самыми высокими деревьями. А может наоборот уменьшиться — малой былинкой, ниже травы, свободно укрываясь под любым ягодным листочком пройти. На луга выходит редко, строго соблюдая права соседа, называемого полевиком или «полевым». В деревнях и вовсе не появляется, хоть там и есть его подопечные, но над ними младшие духи хозяйничают — Садовый да Цветковый.

Как появляется Леший

Зарождается Дух-хранитель леса в момент, когда лес достигает определенного размера, что позволяет ему накопить достаточно энергии для этого самого рождения. Можно сказать, что когда рождается Леший, у леса появляется сознание и воля, которые и формируют Дух — Лешего. Чем старше, здоровее и больше по размерам становится лес, тем сильнее его дух  — Леший. При этом в искусственно созданном людьми насаждении, сад или лесопосадка, Леший зародиться не может, причина тому — небольшие размеры и сильное присутствие человеческой ментальности — неверие людей в мир духов. Поэтому Леший и зарождается в глубине огромного леса — в непроходимой глуши, куда не достаёт даже мысль…

Где живёт Леший

О непроходимых русских лесах хорошо писал чудесный писатель рубежа ХХ века С. Максимов. Некоторые местные, дремучие и древние, как сам лес, слова уже забылись, но объяснять их я не буду — Максимов сумел лучше всех передать ощущение первобытного мира и сердцевину обиталища Лешего .

«Только птицам под стать и под силу тёмные сюземы, с калтусами, в которые, если удалось человеку войти, то не удастся выйти. Это такая глушь, на которой останавливаются и глохнут даже огненные моря лесных пожаров. Сюземы страшны уже тем, что на каждом шагу рядом с молодой жизнью свежих порослей стоят, тут же под боком и подле, деревья, готовые сейчас умереть, и валяются у корней окончательно сгнившие и погребенные. И еще страшнее кажутся сюземы тем, что в них вечный мрак и постоянная влажная прохлада, постоянная перемена цвета из серого в зеленый и снова в серый. Всякое движение, кажется, замерло, всякий крик, даже и не такой резкий, как дятла, и хриплый, как совы, пугает до мурашек и дрожи в теле. Колеблемые ветром стволы трутся один о другой и скрипят так, что вызывают острую ноющую боль под сердцем.

А так как всякий лес имеет свой голос (березовый шелестит, липовые рощи лепечут, хвойные шумят, иные трещат), то в сюземах все эти голоса ужасают. Здесь чувства тягостного одиночества и непобедимого страха постигают всякого человека, какие бы усилия он над собою ни делал, к каким бы притворствам ни прибегал. Именно здесь, в этих трещах, по народному поверью лесных жителей, появился и живет издревле Леший, который любит обходить непрошеных гостей так, что и с молитвой, и с наложением крестного знамения, и надевши все платье наизнанку, из владений этого древнего духа не выйдешь…»

Жилище лешего — бревенчатая изба в густом ельнике вдали от человеческих поселений.

Чем занимается Леший

В лесу Леший является полноправным и неограниченным хозяином: все звери и птицы находятся в его ведении и повинуются ему безответно. Лесной хозяин строго следит не только за работой своих помощников (младших духов), но и за поведением людей в своих владениях — он не переносит шума, ночной работы в лесу, когда часто поминают его впустую или ругаются его именем. Вреда большого за это он никому не сделает, зато напугает сполна. Людей, принесших большой вред лесу, леший не только пугает и уводит, но может вызывать тяжелую, порой смертельную болезнь. Откупиться от лесовика, смягчить его гнев можно лишь осознав и исправив содеянное — подсаживать молодой лес охранять от браконьеров и пожаров.

Как и многие другие духи, лесной хозяин чаще невидим, а лишь слышен. Невидимый Леший ведет себя очень шумно: он свищет, щелкает, кричит на разные голоса, визжит, дразнится, хлопает в ладоши, сродни эху и шумящему под ветром лесу. Иногда он кричит ужасающим голосом или громко свистит, пугая этим грибников и браконьеров.

Леший погружается в спячку с наступлением холодов, и начинается она в день, когда выпадает первый снег. Зимой во время спячки Леший копит силы, отдыхает. В зимнее время года люди реже ходят в лес, поэтому опасности и необходимости в его защите нет. Просыпается Леший, как только сходит снег и появляются подснежники. Но если лесу будет грозить опасность, Леший пробудится посреди зимы, правда, он будет намного слабее, чем обычно, потому что его сила напрямую зависит от состояния леса, и зимой она идет в основном на противостояние холоду и сохранению  жизни.

Леший - хозяин леса
Хозяин леса

Зимой крещеному человеку в лесу и окаянному нечего бояться. С Никитина дня (15 сентября) {Все даты в текстах даны по старому стилю.} вся лесная нечисть мертвым сном засыпает: и водяник, и болотняник, и бесовские красавицы чарус и омутов — все до единого сгинут, и становится тогда в лесах место чисто и свято… На покой христианским душам спит окаянная сила до самого вешнего Никиты (3 апреля), а с ней заодно засыпают и гады земные: змеи, жабы и слепая медяница, та, что как прыгнет, то насквозь человека проскочит… Леший бурлит до Ерофеева дня (4 октября), тут ему на глаза не попадайся: бесится косматый, неохота ему спать ложиться, рыщет по лесу, ломает деревья, гоняет зверей, но как только Ерофей-Офеня по башке лесиной его хватит, пойдет окаянный сквозь землю и спит до Василия Парийского (12 апреля), как весна землю парить начнет.

Функции и работу Лешего очень хорошо раскрывает это стихотворение (к сожалению автора не знаю).

Зашумело, затрещало, что-то вроде пробежало,
Где-то ухнуло вдали, знать в лесу мы не одни.
Лес не просто липы, ёлки средь которых бродят волки,
Есть у леса и душа, в виде Лешего она.
И везде, где только можно, бродит Леший осторожно.
От травинки до ручья его помощь всем нужна.
Он следит, чтоб сосны и ели молодёжь свою пригрели,
Чтоб росли в лесу грибы, чтоб трудились муравьи.
Чтобы всякое зверьё пропитаться бы смогло.

Лес — единая семья и не любит чужака.
И над тем лес посмеётся, кто не по сердцу придётся.
Вмиг закрутит Леший тропы и составит хороводы,
Чтоб деревья и кусты с толку сбить бы всех могли.
Манит Леший на обманки пришлых на лесной полянке.
Те, куда бы ни пошли, — вновь к поляне той пришли.
И смеётся Леший звонко, пожужжит над ухом тонко,
Фыркнет где-то под ногой, зашуршит над головой.
Так играть он может долго пока бродит кто без толку,
А ведь хитрость есть одна, — наизнанку рукава;
И иди себе до дома, — Леший не начнёт всё снова.
Если ж люди к лесу чутки, — не для них те злые шутки!

Семья Лешего

Лешего представляют и семейным, и одиноким. По ряду поверий, у него есть жена Лешевица, Лесавиха, Лешачиха(«косматка»), которая «некрасива и необрядна» (Арх. обл.). (Однако лесной дух в женском обличье может быть и совершенно самостоятельным, не связанным с семейством лешего). Полагают, что леший часто женится на «отсуленных» ему, проклятых или заблудившихся в лесу девушках, женщинах. Везде Лешевиц описывали по-разному. По некоторым источникам это были страшные и косматые старухи, а по другим источникам, они выглядели как женщины в белых сарафанах.

Нередко Леший и сам похищает девушек. Чтобы освободить пленниц, нужно служить церковные молебны, но поможет это только в том случае, если девушка во время пребывания с лешим ни разу не отведала его пищи. В том случае, если пленница не отведала предлагаемой лешим пищи и были проведены церковные службы, то леший выведет пленную девушку туда, откуда он ее похитил. Временами лешие уводят и детей, после чего они дичают, перестают понимать человеческую речь и носить одежду.

«Лешие любят уют. Уважая себя, леший жил в теплой избе, построенной из бревен. Хозяйство у него было образцовым, полный достаток. Семья накормлена, одета, обута. Жена-лешачиха обо всем заботилась, дочки-лесовинки помогали ей управляться в доме. Правда, во многих селах знатоки нечистой силы твердили, что у лешего нет никакой семьи. По их словам, он совсем одинок, живет в дупле и не любит громкого товарищества» (С. Максимов).

День Лешего

В народном месяцеслове «Купальская ночь» на 24 июня (7 июля) считалась временем, когда активизируются и проказят всякие духи, в том числе и Леший. А в ночь под «Агафона Огуменника», 22 августа (4 сентября), по поверью, Лешие выходили из леса в поле, бегали по деревням и сёлам, раскидывали снопы по гумнам и вообще творили всякие бесчинства. Для охраны гумен поселяне выходили к загородям, вооружёнными кочергой с тулупами, вывороченными наизнанку и обводили около снопов круговую черту кочергой, как бы замыкая их оградой, чтобы леший их не раскидал, подняв вихрь. Также особым «срочным днём» Лешего считалось 14 (27) сентября (Воздвижение), день, когда Лешаки сгоняли в особые места лесное зверьё и попадаться им на пути было опасно.

Пробуждение Лешего. Художник Виктор Корольков
Пробуждение Лешего. Художник Виктор Корольков

Забавное поверье связано в народе с днем 17 октября. «На Ерофея, — считали крестьяне, — Лешие с лесом расстаются». Именно в этот день они ломают деревья, гоняют зверей по лесу до тех пор, пока не проваливаются под землю. Суеверные русские мужики и бабы в этот день в лес не ходили: «Леший — не свой брат: переломает все косточки не хуже медведя». Врагам говорили: «Пошел ты к Лешему!» или «Задавил бы тебя Леший!». Впрочем, не все Лешие исчезают на зиму — в некоторых местностях им приписываются зимние вьюги.

Встречи с Лешим

Cобираясь в лес, всякий раз надо было быть готовым ко встрече с его хозяином – Лешим.

Леший может «обойти» неосторожного человека, и тот будет долго метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Этот замкнутый круг снова заставляет нас вспомнить о магической силе границ, а также о застёгнутых поясах и даже кольцах, которыми именно в силу их формы всегда приписывались чудесные свойства (не случайно в произведениях Дж. Р. Р. Толкина волшебной властью обладают именно кольца, а не другие предметы). Впрочем, волшебный круг накладывает определённые обязательства и на Лешего: тот берёт «обойдённого» человека под своё покровительство и не позволяет дикому зверю тронуть его.

Как знахарь Лешего в лесу повстречал

А может Леший принять облик какого-нибудь знакомого, отвлечь разговором и завести в самую чащу. Ещё любит он пугать тех, кто, ночуя в лесу, устроится спать на тропинке, не попросив на то разрешения. Такой человек запомнит эту ночь на всю жизнь, спокойно поспать ему не дадут. И никогда не следует в сердцах посылать кого-либо «к Лешему» – не ровен час, Леший как раз случится поблизости и впрямь уведёт с собой…

Леший — царь над лесными зверями. Всего более он любит медведя, и когда сам пьет вино, до которого большой охотник, то потчует непременно и медведя. Последний караулит лешего, когда тот опьяненный ляжет спать, и оберегает его от нападения водяных. Леший, по желанию, перегоняет белок, песцов, зайцев, полевых мышей из одного леса в другой. По поверью украинцев, полисун, или лесовик, гонит плетью голодных волков туда, где они могут найти прокорм. По народным рассказам, лешие обожают карточную игру, где ставкой являются белки да зайцы. Так что массовые миграции этих животных, разумное объяснение которым найти было трудно, оказываются на самом деле уплатой карточного долга. Лешим также очень нравится петь, поет он порой долго и во все горло, аккомпанируя себе хлопаньем в ладоши.

Лошадь чует лешего раньше, чем всадник или возница, и может внезапно остановиться или в страхе броситься в сторону. На деревьях лешие проводят большую часть времени, качаться и «дурачиться» для них — самое любимое занятие, отчего в некоторых губерниях ему дали название зыбочник» (от зыбка, люлька ). По народному поверью, леший любит сидеть на старых сухих деревьях в образе совы, и поэтому крестьяне опасаются рубить такие деревья. Леший также любит прятаться в дуплах деревьев. На этот счет есть поговорка: «Из пустого дупла либо сыч, либо сова, либо Лешего голова». (А. Н. Афанасьев.)

Добрый Леший

В разных местах о Лешем рассказывают по-разному.

Бабушки вспоминали необычный случай, когда они еще были детьми. Было это уже после войны, в 1946-м. Решили они тогда пойти с подружками в ближайший лес по ягоды. А лес начинался сразу после деревни, только полверсты пройти. Ягод толком так и не нашли, видать, уже все собрали. Походили, поели немного ягод, и не заметили, как на лес опустились сумерки. Пошли назад-то, к деревне, а тропинки-то нет и в помине, будто исчезла! Стали искать тропку домой, ходили-ходили и вышли на глухую незнакомую опушку. Смотрим – посереди опушки стоит пенек, а на нем сидит бородатый старичок. Мы его никогда не видели (у нас-то в деревне все друг друга знают), и не знали.

Подошли к нему, поздоровались. И только тут заметили, стоит рядом с ним большая корзинка, полная ягодами.
– Что девоньки, заблудились? Знаю, знаю. Возьмите, поешьте ягод.
Мы взяли немного и спросили его, где можно найти тропинку в деревню. Он ответил, чтобы мы шли прямо и выйдем куда нужно. Поблагодарили его, и пошли туда, куда нам указал старичок. И действительно, быстро нашли тропинку, и дошли до деревни. Дома все рассказали маме. Она сказала, что это был Лесовик. Сколько раз мы после этого ходили в лес, но ни опушки, ни дедушку никогда больше не видели.

Хозяин леса иногда помогает за добрые поступки. Народная память сохранила немало легенд о благодарном Лешем, избавленном от беды человеком и сполна отплатившем за это. Одного Лешего охотник нашёл в лесу связанным и спас, пожалев. Леший в мгновение ока доставил его с добычей домой, а потом ещё и вызвался отбывать вместо избавителя трудную военную службу: в ту пору, когда был записан рассказ, эта служба длилась двадцать пять лет…

Леший-помощник

Жил на Севере один мужичок, и очень он любил поохотиться в лесу. Поутру часто брал свое ружье, собаку и уходил на лесные озера уток стрелять. Мужичок этот рассказывал историю, которая произошла с ним в годы молодости. Послал его как-то отец на луга пасти коров, на дворе тогда стоял конец августа. Собака на привязи громко лаяла, пришлось ее взять с собой. Привел он коров на место, привязал к шесткам. Стоят, мирно пасутся. Не помню, говорит, сколько времени прошло, как-то незаметно задремал в теньке. А с собой была краюха хлеба и молоко, мать дала на дорожку.

Дремал, дремал, вдруг слышу, собака стала громко скулить. Вскочил, вижу, стоит какой-то старец, ростом маленький и весь в белом. Глянул, а коров-то нет на лужайке! Спрашиваю его, кто он таков и не видал ли моих коров? А дед спокойно отвечает:
— Да не волнуйся, коров я домой отвел, они сегодня много молока дадут. А ты меня за это, мил человек, угости хлебом.
Отдал мужичок ему корзинку с хлебом и молоком, старец поблагодарил и быстро ушел в глубь леса. Иду, говорит, домой с собакой, а навстречу бежит отец, меня разыскивает. Я ему все и рассказал, что со мной произошло. Уже дома мать с отцом сказали, что это был лесной хозяин. Коровы и вправду пришли домой сами, это лесун их привел.

Мифы про Лешего

1. Если Лешему человек не по нраву, то он начинает его пугать, шишками кидаться, аукать, так что человек идя на эти «ауки» заблудится ещё пуще.

На самом деле шишками кидаются и аукают младшие проказливые духи, их так и зовут — Ауки. Они ведь тоже лес охраняют и человека чувствуют — кто с каким намерением и настроением пришёл в лесное царство, кто как себя ведёт. Забота у них такая — а мы думаем что забава — своими «Ау» они человека по лесу водят, от дел и мыслей плохих отвлекают. Заблудится человек и ему уже не до леса — одна мысль: «Как бы выбраться?» Вот тут и надо вспомнить, что ты в гостях у Лешего, попросить прощения за своё отношение, и коли от души будет просьба, то человек быстро найдёт дорогу из леса, а нет — то и поплутает ещё.

Древобог
Древобог

2.  Способы рассеять морок лешего: уведенный им человек ничего не должен есть или носить с собой очищенный от коры сучок липы.

Про еду — это опять же миф. Думаю хозяину леса нет разницы — голодный или сытый человек пакостничает в его владениях. Потому что наказывал и морок он наводил только на вредителей.

3. Одет плохо и тепло – в звериную шкуру, которую застегивает слева на право и носит круглый год. Обувь у него тоже всегда надета наоборот. Левый лапоть на правой ноге, а правый – на левой.

Чтоб спастись от Лешего надо надеть всю одежду наизнанку или переобуться — левый ботинок надеть на правую ноrу и наоборот, перевернуть стельки — тогда путник сможет найти дороrу из леса.

Архангельский заговор на вызов лешего также сходен с заклинанием домового: «Дядя леший, покажись не серым волком, не черным вороном, не елью жаровою, покажись таковым, каков Я».

Я думаю по аналогии с предыдущими мифами о Лешем вы уже понимаете, почему возникли эти. Правильно — человек идя в лес знал, что может встретить Лешего и заранее менял обувь местами, выворачивал одежду наизнанку. В лесу мог наткнуться на такого же путника в тулупе наизнанку — со страху принять за Лешего. Отсюда и пошло верование, что хозяин леса так выглядит. А в призыве вообще сказано: «..покажись таковым, каков Я». Ну уж человек то знал, как он одет — себя и описывал. Плохо, бедно одетый, в лаптях — в лес обычно ходили крестьяне и бедняки. Да и вообще в лес то одевались не как на праздник — обычно в старую поношенную одёжу. Вот поэтому и выглядел Леший у всех — в дранном кожухе и лаптях.

Если человек желал увидеть лешего, то ему следовало для этого в ночь перед Купалой пойти в лес. В лесу найти осину и срубить её, чтобы её вершина упала на восток. После этого нужно было встать на пень от осины, лицом на восток, нагнуться, и глядя между ногами прочитать заговор.

В общем большинство небылиц и страшилок о Лешем, как собственно и о других духах, придумывали сами люди.

Леший и медведь. Художник Виктор Корольков
Леший и медведь. Художник Виктор Корольков

Как я уже писала, вместе с лесными угодьями под властью и покровительством Лешего состоит и всякий зверь, обитающий в лесах, и всякая птица, которая там водится. Наиболее любимое им животное — медведь. В быличках пишут, что кроме этого зверя, Лесной хозяин никого не берет в услужение к себе. На самом деле — это Леший в услужении медведя. Именно в образе медведя бог Велес посещает свои лесные угодья на земле — потому как медведь является первым помощником Велеса. Ещё и поэтому медведя называют царём зверей на Руси. Потому как он имеет силу и мудрость самого Велеса.

Леший и охотники

Особенным уважением и даже почетом леший пользовался у охотников. Находясь в лесу, они старались не шуметь и неизменно оставляли лешему подарки в укромных местах — немного еды или мёда (сбитня), при встрече с ним дарили щепотку табаку или весь кисет. Перед охотой или сбором ягод просили разрешения:«Хозяюшко, помоги мне ягод набрать и не заблудиться». Чтобы леший не тронул детей, надо было положить на пень кусок хлеба, завернутый в чистую тряпицу, и сказать: «Царь лесной, прими ты наш подарок и низкий поклон и прими ты моих малых ребят в своих угодьях попастись и опосля отпусти их домой».

Сказка. Как Леший с Водяным поссорились

Старинные рассказы про Лешего, как правило, страшноваты. Оно и понятно: могучая лесная стихия, кормившая древнего (да и не очень древнего) человека, в то же время держала его в постоянном напряжении – как бы не пропасть в дремучей тайге, не угодить в зубы хищнику, не стать жертвой злых духов. В наши дни многое изменилось: теперь, того и гляди, человек кого-нибудь «съест»… Для нас сейчас более актуально не «покорять» природу, а жить с нею в ладу. Вот тут и оказывается, что Леший, как и вся живая природа, умеет воздавать добром за добро. А нужно ему лишь одно: чтобы человек, входя в лес, уважал лесные законы. Не губил никого без нужды, не ломал зелёных ветвей, не обижал муравьёв, птиц и зверей, не оставлял горящих костров… И очень обрадуется Леший, если человек поблагодарит его за дары лесные, если оставит где-нибудь на пеньке лакомство, какое в лесу не растёт: пирожок, пряник или конфетку.

В общем, Леший для человека — существо не страшное. Вредное, непостоянное, но не страшное — это свой славянский дух, но лучше с ним не ссориться, он все равно верх возьмет. Так что уважайте и чтите природу и она возблагодарит вас сторицей!

Оцените статью
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.