Об удалом добром молодце и казне сорок тысячей

Об удалом добром молодце и казне сорок тысячей Былины

В былине «Об удалом добром молодце и казне — сорок тысячей» (записана П. Рыбниковым в 1861 г.) «царь Петр Алексеевич» «за удаль и смелость» отпускает на волю «добра молодца», обвиненного в грабеже. Именно защитником простого народа от привилегированных сословий рисуется Петр в этой и многих других произведениях народной поэзии.

А ходилъ-гулялъ добрый молодецъ по чисту полю,
Искалъ себѣ поединщичковъ,
И находилъ во чистомъ полѣ:
Сидятъ шестьдесятъ удалыхъ-добрыхъ молодцевъ.
И подѣлаютъ ёны золоту казну.
И приходитъ этотъ дородний-добрый молодецъ,
Самъ говоритъ таковы слова:
«Ай же вы, удалы-дородны-добры молодцы!
Дайте мнѣ-ка-ва золотой казны.
Хоть малый жеребеечекъ?»
И проговорятъ всѣ удалы-добры молодцы:
«Голечёкъ ты, удаленькій молодецъ!
Не можешь нажить себѣ золотой казны!
А не дадимъ тебѣ малаго жеребеечка,
А не дадимъ тебѣ и трехъ рублей,
А не дадимъ тебѣ и трехъ алтынъ!»

Русские былины

Показалось ему это слово
За досаду за обиду за великую.
Ухватилъ черленый вязъ
И ударилъ черленымъ вязомъ по сырой землѣ:
Отъ того удара богатырскаго
Мать сыра земля сколыбалася,
А добры молодцы испугалися,
По чисту полю разбѣгалися,
И оставили ёны золоту казну.
Взялъ удалый-добрый молодецъ золоту казну
И понесъ въ каменну Москву.
Приходитъ въ каменну Москву на царевъ кабакъ,
И купилъ-бралъ зелена вина,
Самъ говорилъ таковы слова:
«А пейте, братцы, зелена вина!
Не пропить моей золотой казны:
Есть у меня золотой казны сорокъ тысячей.»
И пригодилися служки монастырскія,
И доносили его царскому величеству.
И приводятъ этого удалаго-добра молодца,
И сталъ царь его допрашивати:
— Скажи, скажи, удалый-дородній-добрый молодецъ
Былъ ли ты красть монастыря Румянцева
И былъ ли ты нести золотой казны?
Говоритъ удалый-добрый молодецъ:
— Ай же ты, царь Петръ Алексѣевичъ!
А не былъ я красть монастыря Румянцева
И не былъ я нести золотой казны.
А ходилъ-гулялъ но чисту нолю
И находилъ во чистомъ полѣ
Шестьдесятъ удалыхъ-добрыхъ молодцевъ,
И подѣляюгъ ёны золоту казну,
И золотой казны сорокъ тысячей;
И просилъ я у нихъ золотой казны
Хотя малаго жеребеечка.
А ёны говорятъ, удалые молодцы:
— Голечёкъ ты, удаленькій молодецъ!
Не можешь нажить себѣ золотой казны!
А не дадимъ тсбѣ малаго жеребеечка,
А не дадимъ тебѣ и трехъ рублей,
А не дадимъ тебѣ и трехъ алтынъ!
Показалось мнѣ это слово
За досаду за обиду за великую;
Ухватилъ я черленый вязъ
И ударилъ черленымъ вязомъ по сырой землѣ:
Отъ того удара богатырскаго
Мать сыра земля сколыбалася,
А добры молодцы испугалися,
По чисту полю разбѣгалися,
И оставляли ёны золоту казну.
Проговоритъ его царское величество:
— Ай же ты, удалый-дородній-добрый молодецъ!
Ходи-гуляй по чисту полю
И стой за вѣру христіанскую!—

Былина «Об удалом добром молодце и казне сорок тысячей» записана от Козьмы Романова; 13 июня 1861 r.
Козьма Романовъ относит эту былину к разграблению Румянцева монастыря во время правления Петра Алексеевича 1-го; но склад былины и чистота языка не подлаживаются под это определение. — П.Н.Рыбников.

Оцените статью
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector