Отчего на Руси завелась измена

Отчего на Руси завелась измена Былины

Былина «Отчего на Руси завелась измена» повествует, что до правления Ивана Грозного на Руси не было измены. Царь своим поступком достаточно хорошо показал, как обманывают, и его пример стал находить последователей по всей Руси из столетия в столетие. Сказал ему старец: «Я не нуждаюсь в золоте, я могу жить без золота. Не золота я ждал от тебя, а правды и справедливости. Одежда на тебе парчовая, Иван Васильевич, да совесть нечиста.»

Былина «Отчего на Руси завелась измена?»

Царь Іоаннъ Васильевичь былъ царь строгій и сильный, и страшный завоеватель другихъ земель, отъ того-то и названъ Грознымъ. Въ одно время вздумалось ему послать пословъ въ иныя государства и требовать отъ королей и князей ежегодную дань Россіи. Послы объявили всѣмъ инодержавнымъ королямъ и князьямъ, коимъ было приказано о царскомъ повелѣніи. Короли и князья всѣ собрались въ одно мѣсто и стали совѣть совѣтовати,—слѣдуетъ ли дань давати царю Русскому. Наконецъ и придумали царю Русскому загонуть три загадки, съ тѣмъ, если онъ ихъ отгонетъ, то короли и князья тутъ же дадутъ ему двѣнадцать бочекъ золота и будутъ платить ежегодную дань; а ежели не отгонетъ, то не только не будутъ платить ему дани, но и совсѣмъ откажутъ отъ царства.
Всѣ короли и князья на сіе согласились, и послали царю Іоанну Васильевичу отъ себя послвъ съ грамотою, въ которой написали:

«Ваше царское величество! По требованію вашему дань давать Россіи мы согласны, и сверхъ сего первоначально дадимъ тебѣ двѣнадцать бочекъ золота, но съ темъ только условіемъ, если отгонешь наших три загадки; а именно: первая загадка,— что удалѣе всего на свѣтѣ? вторая,—что милѣе всего на свѣтѣ? третья,— что слаще всего на свѣтѣ? Если же сихъ загадокъ не отгонешть, то не только дани не получишь, но и отъ царства будешь отказанъ; для отгадыванія долженъ пріѣхать самъ къ назначенному мѣсту на Востокѣ, къ бѣлому камню и къ такому-то времени; гдѣ короли и князья будутъ всѣ тутъ собравшись».

Русские былины

Царь Іоаннъ В. Грозный, получивши сію грамоту отъ королей и князей, и прочитавши ее, призадумался: потомъ собираетъ къ себѣ всѣхъ своихъ бояръ и князей и умныхъ людей, объявляетъ имъ сію грамоту отъ инодержавныхъ королей и князей, и совѣтуютъ, какъ отвѣтъ держать, какъ загадки отгонуть. Кто что говоритъ, но царю мало нравится; наконецъ общимъ совѣтомъ придумали отвѣтъ держать имъ такой, первое, удалѣе вѣтра ничего нѣтъ на свѣтѣ; второе, у царя Ивана Васильевича въ то время только что родился сынъ, и всѣ придумали — что милѣе есть сына царю? и царь сему былъ согласенъ; третья — слаще меда что есть на свѣтѣ?

Приходитъ срочное время, царь собирается и ѣдетъ па Востокъ къ бѣлому камню, со всею царскою свитою, для отгадыванія загадокъ и для полученія дани ежегодной. Ѣхалъ царь I. В., долго ли, коротко, близко ли, далеко, видитъ царь — на одномъ пѵстомъ мѣстѣ мужичокъ строитъ церковь; и церковь уже вся построена, только обиваетъ главу щепой (въ досюльне время вездѣ, вообще на церквахъ и на часовняхъ главы оббивались щепою), — и за каждою щепиною и гвоздомъ съ самаго верху мужичокъ опускался на землю и поднималъ вверхъ по одной щепинѣ и гвозду.

Царь подъѣзжаетъ къ строенію и говоритъ мастеру:
— Богъ въ помочь, старичокъ!
— Прошу пожаловать, добрый человѣкъ; — отвѣчаетъ старичокъ.
— Что, братъ старичокъ, церковь, строишь?
— Точно такъ, ваша милость, — а царемъ его не называетъ, какъ будто не познаетъ.
Царь говоритъ:
— Что же ты, старичокъ, какъ я вижу, за каждой дощечкой и гвоздомъ опускаешься внизъ и по одной дощечкѣ и гвозду поднимаешь вверхъ? ты бы взялъ до десяти дощечекъ и гвоздовъ, и разомъ бы поднялъ всё: для тебя бы это было полезнѣе.
— Всякое дѣло знаетъ мастеръ, — отвѣчаетъ старичокъ. — А я же тебя спрошу, царь ты Русскій Иванъ В. Грозпыіі: куда ты ѣдешь и за чѣмъ? вѣдь ты ѣдешь на Востокъ къ бѣлому камню, растолковать загадки, данныя тебѣ? тамъ ужь тебя короли и князья инодержавные ожидаютъ; но загадокъ тѣхъ тебѣ не растолковать, да и царства ты лишишься.

Царь I. В. сильно призадумался и спрашиваетъ старичка:
— Какъ же тому быть, не знаешь ли ты чего тутъ и не можешь ли ты мнѣ помочь?
Старичокъ отвѣчаетъ:
— Изволь, Иванъ В. царь Русскій, я тебѣ помогу; только съ условіемъ; тебѣ обѣщано по отгаданіи двѣнадцать бочекъ золота и ежегодная дань; ты получишь золото и получать будешь ежегодную дань: только изъ двѣнадцати бочекъ, если отдашь одну мнѣ, то изволь я растолкую тебѣ загадки и будешь впередъ царствовать; а нѣтъ, то царство твое кончится.
— Изволь, старичокъ, — говоритъ царь, — любую бери изъ двѣнадцати бочекъ, а только разскажи мнѣ загадки.
— А вотъ что, — старичокъ начинаетъ, — тебѣ загонуто: первая, что удалѣе на свѣтѣ? такъ ли? —спрашиваетъ царя.
— Точно такъ, — отвѣчаетъ царь.
— Ты отвѣчай имъ, — удалѣе собственныхъ своихъ глазъ ничего нѣтъ: куда ни взгляну, въ одно мгновеніе все вижу. Вторая, что милѣе на свѣтѣ? Что у насъ милѣе краснаго солнца на свѣтѣ? оно запечетъ, — и всякая тварь веселится. Третья, что слаще всего на свѣтѣ? Слаще воды есть ли что на свѣтѣ? безъ ней совершенно никому и жить нельзя. Поѣзжай, скажи имъ сіе, все получить.
Царь Іоаннъ Васильевичъ поблагодарилъ старичка и отправился на Востокъ къ бѣлому камню.

Пріѣзжаетъ къ назначенному мѣсту, тамъ уже его ожидаютъ всѣ инодержавные короли и князья; сдѣлали царю подобающую встрѣчу, а потомъ стали просить его растолковать загонутыя ими загадки. Царь I. В. начинаетъ такъ:
— Первая ваша загадка: что удалѣе на свѣтѣ? Удалѣе собственныхъ своихъ глазъ есть ли что на свѣтѣ? куда ни взгляну — все вижу.
— Истинная правда,т- отвѣчаютъ короли и князья.
— Вторая: что милѣе всего па свѣтѣ? Можетъ ли что быть милѣе на свѣтѣ краснаго солнца? оно запечетъ, — то вся тварь веселится.
— II это правда, — говорятъ короли и князья.
— Третья: что слаще всего на свѣтѣ? Можетъ ли быть что слаще воды на свѣтѣ? возмите себѣ въ примѣръ, когда кому ни будь изъ васъ придетъ жажда попить, а воды бы вамъ сказали — нѣтъ, а потомъ узнали бы, что у такого-то есть въ запасѣ, и вамъ пить нестерпимо хочется, то кажется въ то время за одну ложку дадите Богъ вѣсть что, только бы дали попить, и пили бы съ какою жадностію и пріятностію!
— Истинная, истинная правда, И. В., царь ты Русскій, — вскричали всѣ короли и князья, и потомъ вручили ему двѣнадцать бочекъ золота и обязались платить требуемую имъ ежегодную дань.
И такъ, распростившись Иванъ Васильевичь Грозный съ инодержавными королями и князьями, отправился обратно на свое царство.

Приближаются къ мѣсту, гдѣ старичокъ строитъ церковь. Царь говоритъ своей свитѣ:
— Что, господа, какъ вы думаете: отдать бочку старику золота будетъ очень много? У насъ есть армія и другія войска, нужно ихъ содержать: а у старика что есть, и куда ему золото класть? Лучше же мы сдѣлаемъ такъ: изъ бочки вынемъ двѣ части золота, а одну оставимъ, и вмѣсто двухь долей вымятыхъ всыпемъ песку, дабы не такъ было примѣтно, и отдадимъ ему.
Всѣ на сіе согласились. По сказанному, какъ по писанному, такъ и сдѣлали: золото вымяли, а песку насыпали, а сверхъ песку одну долю золота положили, и поѣхали впередъ.

Пріѣзжаютъ къ тому мѣсту, гдѣ старичокъ строитъ церковь; царь подъѣхалъ къ старичку, говоритъ:
— Помогай тебѣ Господи, старичокъ. Покорнѣйше благодарю тебя за наставленіе: я все получилъ обѣщанное; теперь же поди и ты, старичокъ, получай и отъ меня обѣщанную тебѣ бочку золота.
Старичокъ говоритъ:
— Ну, царь Русскій Иванъ ты Васильевичь и Грозный! Самъ ты ввелъ измѣну въ Русь православную, и никогда ты ей съ сего времени не искоренишь, и ни другой кто либо: причиною всего этого зла ты самъ, царь. За чѣмъ тебѣ обманывать меня? Я спасъ тебя и жизнь твою, ты обѣщалъ мнѣ за сіе бочку золота, а вмѣсто золота плотишь пескомъ.
Царь видитъ, что это человѣкъ не простой, и слезно проситъ взять любую бочку кромѣ той; старичокъ отвѣчаетъ:
— Золотомъ твоимъ я не нуждаюсь, и жить буду безъ твоего золота; мнѣ не нужна твоя златннцӑ, а нужна была правда; ты самъ измѣнщикъ сему и измѣна сія, опять повторяю, изъ вѣки вѣковъ останется въ Руси, и нѣ ты, и ни другой кто не может искоренить ее; всему этому злу причиною Грозный царь Иванъ Васильевичъ. Прощай, Царь, — говоритъ старичокъ, — поѣжай впередъ и царствуй!
II въ одно мгновеніе не стало предъ царемъ ни церкви ни старичка; все потерялось, и ни какого слѣда не осталось. Иванѣ В. Грозный заключилъ, что это былъ самъ Богъ; поклонился тому мѣсту до земли, и отправился царствовать.

Былина-старина «Отчего на Руси завелась измена» из сборника «Песни записанные П.Н. Рыбниковым.

Оцените статью
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector