Поверья и приметы про домового

приметы про домового Духи

Народные поверья и приметы про Домового основаны на вере славян в его сверхъестественную силу и покровительство. Домовой всегда был самым любимым и почитаемым домашним духом.

Жители русских, белорусских и восточно-украинских деревень до сих пор верят в то, что каждый дом и каждая семья имеет домашнего духа — домового — хозяина и покровителя, который обеспечивает нормальную жизнь семьи, здоровье людей и плодовитость животных. Домовой — это умерший предок, глава рода и его хозяин. Хотя само название этого персонажа распространилось достаточно поздно, образ, связанный с культом предков, начал формироваться еще во времена язычества.

О развитом культе предков у древних славян свидетельствуют древнерусские поучения, порицающие тех, кто молится Роду и Рожаницам. Как предполагают ученые, под этими именами подразумевались души первых предков, основателей рода, ставшие его покровителями, и значит, прямые предшественники домовых. Во всяком случае, Роду и Рожаницам готовили такие же трапезы, как и душам умерших. Из древнерусских текстов мы узнаем, что им приносили хлеб, сыр и мед, делали в их честь возлияния, веря в то, что они охраняют и оберегают своих живых потомков.

Приметы про домового, как покровителя дома и скота, имеют несколько существенных особенностей.

Первая заключается в том, что характерные черты этого образа достаточно сильно отличаются друг от друга на разных территориях. В северо-русских сказаниях домовой выступает как настоящий крестьянский «большак» — безраздельный хозяин всей усадьбы, добрый, строгий, но справедливый глава рода, чьи требования обязательны для домочадцев и чей гнев необходимо смягчать подношениями и признанием собственной вины.

По мере продвижения на юго-запад образ домового меняется. В восточных областях Украины домового представляют себе как капризного и опасного для людей соседа, который, хотя и обитает в каждом доме и является одним из умерших родственников, но не столько заботится о хозяйстве, сколько досаждает людям своим неспокойным нравом и привычкой беспричинно мучить скотину.

Вторая особенность в том, что во многих областях вместо одного мифологического образа существуют два: домовой, который опекает только дом, и дворовой (у белорусов — хлевник), в ведении которого находятся двор и скот. Фактически это — персонажи-двойники, их образы не везде различаются как самостоятельные, и в дальнейшем я буду рассказывать о едином домашнем духе. В поздних народных поверьях возник уже целый ряд домашних духов, каждый из которых в одних случаях может отождествляться с домовым, в других — восприниматься как самостоятельный персонаж.

Все они «отпочковались» от образа домового, «присвоив» себе одну из его характерных функций или признаков. Например: гнетка, гнетко или гнетеница — существо, которое наваливается на спящего человека и душит его. Лизун — тот, кто зализывает волосы у детей и шерсть у скотины. Пастень, или стень — дух, являющийся в виде привидения или тени на стене. Запечник, подпечник, голбешник — дух, живущий за печкой или под нею. Подпольник — дух, живущий в подполье. Такая «раздробленность» образа домашнего духа-опекуна характерна, в основном, для северорусских поверий.

Третья особенность образа заключается в том, что в разных областях, наряду с мифологическим существом, роль опекуна дома приписывается каким-либо животным: змее, ласке, жабе, пауку, петуху, которые обретают в народном сознании мифологические черты. При этом в разных местностях такое животное считается то воплощением домового, то самим домовым. Можно предположить, что в этих верованиях отразились языческие представления о воплощении душ предков в некоторых животных, особенно в змею. И, значит, змея — наиболее древний образ домашнего духа-покровителя.

Домовой приметы

Знающий человек легко прочитает знаки, которые подает дух дома — он ведь тоже от Рода-батюшки…

Приметы про домового на кухне

1. Если лопаются яблоки в духовке, когда их пекут, ждать кашевару хороших новостей.
2. Яйца, которые трескаются, когда варят их, — верный знак того, что ожидаются гости.
3. Сахарницу перевернули? Не расстраивайтесь! Ждите прибыли скорой.
4. А вот если солонку, то неприятностей. Бросьте щепотку соли через левое плечо, чтобы их избежать.

Не советует домовой оставлять на ночь на столе ножи и вилки — балуется ими нечистая сила. Да и сам доможил не любит этого.

1. Если, накрывая на стол, заметили вы, что ножи случайно скрестились, это предвещает продолжительное путешествие.
2. Кусок хлеба, выпавший из чьей-то руки, означает, что вскоре у дверей появится проситель.
3. Пролить воду на скатерть, скоро пойдут дожди.
4. Уронили вы стакан, а он не разбился? Само по себе здорово. Однако домовой говорит, что сие верная примета того, что у вас есть друзья, которые ради вас готовы броситься в огонь и воду.

Приметы про домового в доме

Не свисти в доме — а то денег не будет.
Опять на смех повело? Зря, зря это. К свисту у народичей отношение всегда было отрицательным. Ибо свист — забава для бездельников. Да и напугать резким свистом больных да малых можно. А мистически это ассоциируется со свистом ветра, который может унести из дома деньги и добро.

Выпал кирпич из печи — добра не жди, не ищи.
Печь ведь недаром считалась главным символом дома, была она у народичей не только символом тепла и еды, но и местом, через которое дом с миром внешним связывается. Выпавший кирпич нарушает целостность печи как границы между домом и открытым миром. Через дыру может попасть навья, нечистая сила, душа умершего, болезнь, насланная порча и так далее.

Не стоит здороваться и прощаться на пороге — к ссоре это неприятной.
О роли порога в доме помнить всегда надобно. Мистическая это граница между миром внешним и жилищем. Да и бытовой смысл приметы сей тоже достаточно ясен: негоже начинать приветствия, еще не пригласив человека в дом, или продолжать разговор, когда гость уже уходит.

За домовым признавалось право поучать людей, осуждать или одобрять их поступки, проверять, как сделана работа.

Если кто-то из домашних затевал ссору, его урезонивали:
«Вот расскажу домовому, он тебе правило даст, как с людьми жить».

Нельзя прясть в пятницу
Вот что рассказывают в Полесье.
Пряла одна баба в пятницу. А в пятницу прясть нельзя! Вот домовик — шапка высокая, как человек — открывает дверь, входит в хату и говорит:
— Сегодня пятница. Что же ты прядешь! Прясть нельзя!
А баба была такая шутница и не пуглива. Она отвечает ему:
— Ах ты, батько! Что ж ты подглядываешь!
Он только буркнул и пропал. А у бабы прялка сломалась. (Смоленская губерния)

На Русском Севере также известны подобные случаи.

Как спать ложишься, надо не оставлять безо всякого приберегу прялку-то. К ночи я говорила: «Хозяюшка домовая, не трогай моей прялочки. Пускай она тут лежит». Надо еще веретена убрать — чтобы не попряла. А то оставишь веретешко да пряжи немножко — все слижет, говорят (Архангельская обл).

Животных в хозяйстве кормить, поить, доить нужно до захода солнца

Хлев вот был. Одна старуха рассказывала: «Я шла сей год ночью, не вовремя поила скотину. Люди уж спать стали ложиться, а я пойду скотину поить. Раз прихожу, а он на яслях сидит и говорит: «Неужели тебе, Марфа, некогда днем прийти?» Я, говорит, гляжу: как будто мой дедко. Такой лохматый сидит. Я и подумала: «Дедко у меня остался на лежанке лежать. А с чего он сюда пришел?» Двери раскрыла — сидит на яслях. Я после этого больше не ходила ночью скотину поить. Надо вовремя все делать».

С просьбой беречь скотину к домовому обязательно обращались весной перед первым выгоном на пастбище и осенью — когда скот загоняли на зиму в хлев.

Приметы про домового вестника

Кроме покровительства дому и ухода за скотиной, у домового есть и третья важная «обязанность» — он своим поведением или внезапным появлением предвещает будущее, предупреждает об опасности, отводит беду.

  • Перед смертью хозяина дома он появляется в его шапке.
  • Если же дела в семье идут хорошо, домовой пляшет в клети или в сенях, смеется, гладит мохнатой теплой рукой.
  • Предвещая печальные события, особенно смерть кого-нибудь из домочадцев, домовой воет, стучит, хлопает дверями, мяукает, как кошка, оставляет на теле спящего человека синяки, гладит его холодной голой рукой.
  • Жена домового кричит перед несчастьем.
  • Если домовой кричит под окном, храпит по ночам, топчется по дому — к смерти,
    стучит в окно — к пожару,
    прыгнет днем с чердака — к беде,
    начинает усердно ухаживать за скотом — будет падеж.
  • Услышав плач домового в самой избе, говорили, что быть в доме покойнику.
  • Если у трубы на крыше стучала заслонка, то предвидели судебное разбирательство.
  • Тот, кого домовой обмочил ночью, должен заболеть, а если он подергал за волосы, следовало остерегаться: жене рекомендовалось не ввязываться в спор с мужем.

Примета душит домовой

Часто считалось, что перед каким-либо событием в семье домовой давит спящего человека. Если в этот момент его спросить: «К добру или к худу?», он ответит, если к добру, а если к худу — промолчит или пропыхтит «кху-кху». В других местах полагали, что если он давит голой рукой, то это к плохому, а если мохнатой — к хорошему.

«А домовые раньше часто, говорят, заходили. Сейчас что-то уже не видим. А мне было два раза так. Первый раз я девчонкой была. Я ночью спать легла. Пришло что-то, сначала на ноги мне навалилось, потом на грудь, потом за горло меня взял. Я просыпаюсь — моя-то рука у моего горла. Потом опять сомкнуло глаза мне и потом опять меня крепко душить начало. Я проснулась под утро уже, приезжает рано брат ко мне, говорит: «Аня, едем домой, отец при смерти».

Пришла я к родственнице, у которой тогда жила, и говорю:
— Я еду домой, меня что-то ночью душило сильно.
Она говорит:
— А ты что же не спросила — к худу или к добру? 
— Откуда же я знала!
А потом я запомнила.

Второй раз домовой весть подавал, когда я была в положении третьим ребенком. И вот снится мне сон: сижу я на кухне, слышу — открывается дверь, идут тяжелые шаги. Идут — и садится он ко мне на колени. А я спихнула его с колен и говорю: «Да ты скажи — к худу или к добру?» Он мне ответил: «К ху-ду!» Расхохотался, навзничь упал и говорит: «К ху-ду!» Я встала утром и рассказываю мужу. А он мне: «У, наговорит он, ты только слушай». И пошли мы к золовке в гости. Вечером легли у свекрови спать, а мужики стали выпивку себе готовить. Они решили погнать самогона ночью. Как-то заткнули неправильно, аппарат взорвался, муж весь обварился. Я месяц ходила к нему в больницу. И вот видишь, как мне сказал домовой — к худу. И это весть такая. Кому скажет — к хорошему, кому — к плохому.» (из письма читательницы)

Народные приметы про домового

Жизнь всей семьи зависела от расположения домового. Чтобы не рассердить его, нужно было соблюдать особые правила. Он любит мир и лад в семье, поэтому нельзя ругаться, особенно в хлеву и на дворе.

  • Девятого июня, в день Федора, домовой устраивается спать на венике, и его случайно можно было вынести из дома вместе с мусором. Поэтому, в этот день крестьяне на Руси вообще не мели полы, чтобы не ушли вместе с домовым из дома благополучие и уют.
  • А вот двенадцатого апреля на Иоанна Лествичника домовой мог куролесить и беситься всю ночь до тех пор, пока не запоют петухи.
  • 1 апреля хозяин старался не говорить вслух правду, потому что в этот день домовой просыпался после зимней спячки и часто был не в духе.

10 февраля ( по старому 28 января) День Рождения Домового, Велесичи, Кудесы, Бубны. В этот день сохранилась славянская традиция чествовать домового.

  • Нельзя стоять на мусорной куче.
  • Женщине нельзя выходить из дому с распущенными волосами и спать без белья.
  • Нельзя ложиться на любимое место домового или класть на него какие-либо вещи.
  • Ложиться спать без ужина.
  • Нельзя ночью работать (это время домового и его дел по дому) и кормить ребенка.
  • Человека, нарушающего правила, домовой может наказать.

Поверья о домовом

Между прочим, не последние люди в этом мире верили в домашнего духа – и Леонардо да Винчи, и Исаак Ньютон, и Александр Пушкин, и композитор Григ, и математик Софья Ковалевская, и сказочники братья Гримм, Сельма Лагерлеф, Туве Янсен – впрочем, им-то сам Бог велел! Да и современные исследователи паранормальных явлений убеждены: домовые существуют. Больше того, по их свидетельствам, домовой обретает лицо хозяина. Представляете, ваш домовой – это почти вы сами!

Двойственное отношение к домовому — как к духу предка и как к представителю нечистой силы — проявляется во всех поверьях о нем и, прежде всего, в рассказах о том, кто он, в сущности, такой.

Поверья о происхождении домовых

Некоторые поверья утверждают, что домовыми становятся «неправильные» покойники, а есть и такие, что называют его умершим членом семьи, который за грехи назначен Богом в услужение живым домочадцам, или же умершим без покаяния мужчиной. И уж совсем редко, и только на Украине домового считают каким-то умершим в давние времена грешником, который был смочен загадочным «домовым напитком». Под влиянием легенд о происхождении нечистой силы нередко считалось, что в домовых, как и водяных, леших, полевых и прочих «хозяев» пространств, превратились падшие ангелы, которых Бог в наказание сбросил с неба на землю. Те из них, кто попал в жилища, стали домовыми. Впрочем, иногда полагали, что домовых сотворил Бог и дал затем каждому дому.

Поверья про семью домового

Наряду с домовым-мужчиной в народе верят в женские ипостаси этого духа — домовиху, домовилиху, домаху. Иногда их считают женой либо дочерью домового, иногда — самостоятельным духом, мифологической хозяйкой дома.

Считалось, что у домового есть своя собственная семья: жена домовуха (домаха) и дети. Жена живет главным образом в подполье, она прядет и порой выполняет работу по дому, которую не доделала женщина. Сыновья переселялись на службу в новые дома, а дочери – домовинки – пряли под полом. К главе семьи домовой мог относиться либо враждебно, либо доброжелательно. Крестьяне верили, что именно от отношения к хозяину зависело здоровье скота и плодородие земли. Потому люди старались задобрить домового, для чего приносили еду в хлев, где он тоже мог обитать, приговаривая при этом приветливые слова.

Во многих местах Русского Севера не только не сомневаются в семейном статусе домового, но и знают состав его семьи. Он полностью повторяет состав человеческой семьи, которая живет в этом доме. Если в семье хозяина дома два сына и три дочери, то и у домового столько же сыновей и дочерей того же возраста, что и у человека. Обычно домовой — мужчина, мужик, надежа и опора дома. Но если в семье одни женщины и нет мужчин, то и домовой в таком доме — женщина, домовиха. Она похожа на хозяйку дома, старшую женщину в семье. Обращаются к ней уважительно, называя матушкой-хозяюшкой или хозяюшкой домовой и веря, что она вместе с мужем-домовым вершит все дела в доме. Любимое занятие домовихи — прясть по ночам пряжу, оставленную хозяйкой без благословения. Только от такого прядения толку немного — домовиха или спутает пряжу, или слижет ее, так, что на прялке почти ничего не останется.

Вот такие интересные поверья и приметы про домового достались нам от наших предков.

Оцените статью
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector