Виды мифов

Виды мифов Мифы

При изучении мифологии исследователи выделили определённые виды мифов. Поскольку все народы прошли этап мифотворчества, то в мифах разных народах встречаются похожие сюжеты, герои. Одинаково объясняется происхождение вещей, явлений, принципов мироустройства. И в то же время, историческое своеобразие каждого народа, его географическое положение, климат, самобытность мифологического мышления отличают их друг от друга. Исходя из этого мифы различаются по своей принадлежности к тому или иному виду.

Все виды мифов отличаются многообразием. Они помогают нам проникнуть в сознание наших предков и понять, как именно они объясняли то или иное явление. Какие человеческие качества для них были важны, как представлялся им процесс сотворения мира и его гибель.

Создавая мифы, древние люди верили в реальность происходящих в них событий. В этом была попытка найти объяснение непонятных ему явлений. Поэтому первый и важнейший жанровый признак – единство рационального и иррационального начал. Существа, наделенные сверхъестественной силой – боги и богоподобные создания – обитали на небе или под землей. И чаще всего походили на людей как внешне, так и особенностями характера. Им были присущи жадность, злоба, коварство, благородство. Они влюблялись и страдали, умирали и враждовали друг с другом. Но от людей их отличало наличие особой силы.

Мифы у наших предков сформировались потому, что они воспринимали себя неотъемлемой частью окружающей природы. Их мышление было теснейшим образом связано с эмоциональной и аффектно-моторной сферой. Следствием этого стало очеловечивание окружающей природной среды и «метафорическое» сопоставление природных и социальных объектов.

Виды мифов их характеристика и примеры

  1. Космогонические —  — где описывается возникновение мира благодаря действиям богов
  2. Теогонические — мифы о происхождении богов, их борьбе за власть и становлении пантеона
  3. Антропологические — повествующие о сотворении человека, его сущности и предназначенной ему богами судьбе
  4. Космологические — описывающие построение и развитие мира
  5. Этиологические (календарные) мифы — о смене временных циклов — дня и ночи, зимы и лета, вплоть до космических циклов
  6. Героические — повествуют о героических деяниях духов-предков, богов и божеств
  7. О культурных героях — мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ
  8. Эсхатологические — где говорится о конце света, конце времен, человека и богов.
  9. Культовые — условное название мифов, в которых даётся объяснение (мотивировка) какого-либо обряда (ритуала) или иного культового действия
  10. Тотемические — мифы о животных.
  11. Сатериологические — имеющие своей темой спасение человека.

Космогонические мифы

– мифы о происхождении мира и вселенной. Как правило, делятся на две группы:

1. Мифы развития  — теогонические
2. Мифы творения — антропогонические

  •  Мифы развития

В мифах развития происхождение мира и Вселенной объясняется эволюцией. Превращением некоего бесформенного первоначального состояния, предшествующего миру и Вселенной. Это могут быть хаос (древнегреческая мифология), небытие (древнеегипетская, скандинавская и др. мифология). «Все было в состоянии неизвестности, все холодное, все в молчании. Все неподвижное, тихое, и пространство неба было пусто…» — из мифов Центральной Америки.

  •  Мифы творения

В мифах творения акцент делается на утверждении о том, что мир сотворен из каких-то первоначальных  элементов (огня, воды, воздуха, земли) сверхъестественным существом-богом, колдуном, творцом (творец может иметь облик человека или животного — гагары, вороны, койота). Самый известный пример мифов творения — библейский рассказ о семи днях творения: «И сказал Бог: Да будет свет… и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму — ночью…»

Космогонические мифы выдает более сложное сознание.

Появляются такие мифы у большинства древних народов, поскольку человек пытался найти свое место в мире. Это мифы, объясняющие происхождение космоса и богов, земли и людей. Нередко в текстах можно обнаружить вкрапления теории создания мира из хаоса.
В хаосе все стихии были смешаны. Их разъединение и очищение стало одним из первых элементарных актов творения мироздания. Кроме того, к основным космогоническим актам относятся следующие этапы творения:

  1.  Установление космического пространства. То есть отделение неба от земли, формирование трех космических зон и т. п.
  2.  Создание космической опоры. Например: сотворение первой тверди среди первоначального океана, Мировой горы, Мирового дерева или укрепление на небе солнца.
  3. Посредничество между отдельными зонами созданного космического пространства. Которое осуществляется нисходящими на землю или в подземное царство богами, жрецами, шаманами. Или даже непосвященными, попавшими на небо или сошедшими в преисподнюю
  4.  Наполнение пространства стихиями. Конкретными объектами (элементами ландшафта, растениями, животными, людьми) и абстрактными сущностями (космическими тканями, дымом, тенями и т. д.). Производимое каким-либо божеством, например Индрой в индийской мифологии
  5.  Сведение всего сущего к единому и выведение всего из единого. В различных мифологиях одновременно присутствует мотив золотого зародыша, Мирового яйца, первоэлемента и образ Вселенной, как единого божества.

Совокупность всех перечисленных актов творения представляет не только сам космогонический процесс, но и его результат, т. е. сотворенный космос. Порядок сотворения мироздания во всех мифологиях подчиняется общей схеме:

хаос ⇒ небо и земля ⇒ солнце, месяц и звезды ⇒ время ⇒ растения ⇒ животные ⇒ человек ⇒ предметы обихода и т. д.

Таким образом, в космогонических мифах становление мира рассматривается как результат введения, с одной стороны, бинарных оппозиций (небо – земля), а с другой – градуальных серий, основанных на убывании или возрастании, например растения – животные – люди.
Сюжет в космогонических мифах развивается в направлении

от внешнего и далекого ⇒ внутреннему и близкому:
прошлого ⇒ настоящему,
божественного ⇒ человеческому,
от космического и природного ⇒ культурному и социальному,
стихий ⇒ конкретным предметам.

Теогонические

К созданию Вселенной бог-творец может привлекать другие силы, например божеств четырех сторон света, духов или гигантского змея, который поддерживает землю.

Бог-творец создает других богов, которые получают более узкую специализацию. Об их происхождении повествуют теогонические мифы , входящие в состав космогонических. Поскольку человек является последним звеном в цепи творения, космогонические мифы включают в себя также и антропогонические мифы , рассказывающие о сотворении человека.

 Антропогонические

Это мифы о сотворении человека, мифических первопредков народа, первой человеческой пары и т. п. Космогонические и антропогонические мифы часто взаимосвязаны. Часто одни и те же боги ответственны как за создание мира, так и за создание человека. Другой вариант взаимосвязи — это антропоморфизация мира, когда вселенная возникает из тела первочеловека.

Некоторые исследователи включают их в группу космологических, другие выделяют в самостоятельный тип. Это мифы о происхождении человека. Так, пример из греческой мифологии можно привести такой:

Титан Прометей создал людей из земли и попросил богиню Афину вдохнуть в них жизнь.

Антропогонические мифы являются составной частью мифов космогонических. Согласно многим мифам, человек создается и самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества. Таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла. У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).

Особым типом антропологических мифов являются сказани. Они повествуют не о сотворении человека, а о способе, который дает возможность уже давно существующим людям попасть в земной мир. Так, в мифах североамериканских индейцев племени акома две женщины увидели сон о людях, живущих в подземном мире. Они вырыли яму и освободили людей. Широкое распространение подобные мифы, согласно которым люди вышли на землю из скалы, земли, ямы, иногда из термитника, получили у африканских народов.

Представление о том, что человек, кроме телесной оболочки, имеет еще и душу, способствовало возникновению двойственной природы антропогонических мифов.

Так, миф западно-африканского племени йоруба повествует о том, что бог создал человека в виде двух половин – земной и небесной. Прежде чем сойти на землю, земной человек должен заключить со своим небесным двойником договор. В котором оговорить, на какой срок он отлучится с небес, какие дела совершит и сколько жен и детей будет иметь.

Космологические

Эти мифы как правило делят на три раздела

  1. Астральные
  2. Лунарные
  3. Солярные

Уходят корнями в глубокую древность мифы о происхождении солнца, луны (месяца) и звезд, которые называются соответственно солярными, лунарными и астральными мифами. Это сказания о звездах, планетах, Луне и Солнце. Очень много подобных примеров можно обнаружить в восточной мифологии или в преданиях древних индейцев. В греческой мифологии есть упоминание о том, что бог солнца Гелиос, проезжая по небу на своей колеснице, вызывает приход дня.

Астральные

Характерной чертой астральных мифов является наличие нескольких космических персонажей, которые олицетворяют собой расположенные рядом созвездия. Развитие таких астральных мифов привело к построению системы соответствий между 12 созвездиями и таким же количеством животных. На их основе была создана закономерная картина движения небесных светил, которые описывались посредством мифологических символов – животных. Некоторые мотивы астральных мифов получили широкое распространение по всей территории Евразии. К ним относится известный в славянском и восточно-азиатском варианте мотив изображения звезды или созвездия в виде собаки. Которая стремится сорваться с цепи, что может привести к опасным последствиям для всего мироздания. Не менее распространенным является образ Большой Медведицы в виде колесницы или повозки.

Во многих архаических мифологиях звезды или созвездия представлены как предметы, принадлежащие верхнему миру.

Например, в кельтской мифологии звезды считаются корнями деревьев, растущими на верхнем небе. Существовали также представления о людях, которые некогда жили на земле. Потом они по какой-то причине переместились на небо и превратились в звезды или созвездия.

Некоторые созвездия считались следами движения мифологических героев.

Например, селькупский миф рассказывает о небесном Ие, который отправился в путь, когда дул холодный восточный ветер. Он был плохо одет, поэтому совсем замерз и оставлял на небе следы, которые образовали Млечный Путь.

Взаимное расположение созвездий на небосклоне нередко рассматривалось в мифах, как следствие борьбы друг с другом двух или нескольких мифологических персонажей. Или отождествлялось с изображением какого-либо мифологического сюжета.

Лунарные

Лунарные мифы , которые получили распространение практически у всех народов мира, обычно взаимосвязаны с солярными. Наиболее архаической формой лунарных мифов являются мифы, в которых солнце и месяц (или луна) предстают в образах героев, связанных и вместе. И  тем противопоставленных друг другу. Один из них может быть подчинен другому и поэтому вынужден выполнять его поручения.

Солнце чаще всего оказывается отрицательным мифологическим персонажем. Это объясняется меньшей ролью божества луны по сравнению с божеством солнца в развитых мифология. Например в мифах Египта.Так, в бушменском мифе солнце и луна предстают соперниками. Луна убегает от солнца, режущего ее, как ножами, своими лучами. В конце концов от луны остается только один хребет и она начинает просить пощады. Солнце перестает ее преследовать. Тогда луна уходит к себе и снова начинает расти. Затем преследование повторяется.

Солярные

Ранний этап развития солярных мифов ярко представлен мифами бушменов, которые считали солнце человеком со светящимися подмышками. Когда он поднимал руки, на земле становилось светло, а когда опускал, наступала ночь.

В некоторых архаических солярных мифах солнце, так же как и луна, предстает в образе женщины. У солнца обычно есть помощники. Чаще всего это дети, которые зажигают свет. Например, в мифах эвенков в качестве такого помощника выступает младший сын Солнца-женщины — Дылача.

Архаические солярные мифы повествуют о возникновении солнца или об уничтожении лишних солнц.

Так, в мифах народов Нижнего Амура и Сахалина один из персонажей выстрелами из лука гасит лишние солнца.

В древности также распространены были мифы, повествующие об исчезновении и последующем возвращении солнца на небо. Так, в хеттском мифе рассказывается о том, как великий океан, поссорившись с небом, землей и родом людским, захватил бога солнца и укрыл его в своей пучине. Вызволил его из плена бог плодородия Телепинус.

В развитых мифологиях, в отличие от архаических, солнце включается в пантеон богов и является главным божеством или одним из двух главных божеств (обычно солнца и грозы). Подобная тенденция характерна для мифологий Шумера и Древнего Египта.

Во многих мифах говорится о сотворении солнцем всех существ, в том числе людей и животных. К тому же периоду относится представление о солнце, которое выезжает на запряженной лошадьми колеснице, чтобы объехать четыре стороны света. Многие мифологии связывают образ солнца со священным царем-правителем.

Символика архаических солярных мифов, в том числе представление о множественности солнц, о черном солнце нижнего мира и т. п., прослеживается на уровне поэтических образов вплоть до XX века.

Непосредственную взаимосвязь с астральными мифами имеют распространенные в мифологиях развитых народов календарные мифы, являющиеся символическим воспроизведением естественных природных циклов.

Этиологические или календарные мифы

В них древние  пытались найти объяснение цикличности в природе: смене дня и ночи, времен года. Нередко в таких текстах божество умирает и воскресает, символизируя собой возрождение самой природы, победу добра над злом.

В таких мифах наши предки также пытались объяснить причины природных явлений: грозы и грома, землетрясений и ураганов. Но особенностью этиологических мифов является то, что, повествуя о происшедшем в глубокой древности, они не вскрывают причину, не объясняют, откуда произошли, предположим, горы, море, светила, а рассказывают о том, что были боги, герои и они создали все окружающее. Календарные мифы так же повествуют и об астрономических наблюдениях, астрологии, встрече нового года, праздниках урожая и других календарных событиях.

Со сменой времён года связана наша славянская Масленица.

Мифы о космических циклах тоже являются разновидностью календарных мифов. Это мифы о том, что мир проходит циклы развития, после которых уничтожается и потом создаётся вновь.
Например, в мифологии ацтеков история мира делится на эпохи различных солнц. Эра первого солнца закончилась уничтожением поколения великанов ягуарами. Эпоха второго солнца завершилась ураганами и исчезновением людей. Эра третьего солнца закончилась вселенским пожаром. Четвёртого солнца закончилась потопом. Согласно их верованиям, чтобы не произошло очередного конца света, необходимо приносить богам человеческие жертвы.

Другим примером подобных мифов являются представления о кальпах и югах в индуизме. Эпоха гибели мира связана в индуизме с Кали-югой и богиней Кали — воплощением разрушения и уничтожения.

Разновидностью мифов о космических циклах являются мифы о Золотом веке, блаженном состоянии человека, жившего когда-то в гармонии с природой. Подобные мифы есть у многих народов. Одним из них является библейская история о Райском саде, восходящая к древнесемитской мифологии. Другой пример — легенда о Сатья-юге в индуизме.

Героические

Повествуют о героических деяниях духов-предков, богов, божеств и людей. Появились намного позднее вышеперечисленных видов мифов. Представляют собой описание подвигов и биографию героя. Чаще всего он отличался мужественностью и силой или обладал какими-либо уникальными способностями. Странствуя по миру, герой совершал подвиги, защищал простых людей, уничтожал чудовищ. Такие произведения считаются основой появившегося значительно позднее героического эпоса. Пройдя все жизненные испытания, герой способен собственными силами поддерживать установившиеся отношения в мире и противостоять их краху. Именно героические мифы легли в основу эпоса, а впоследствии — сказки.

Мифы о культурных героях

Мифы о культурных героях повествуют о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем — иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага.
Особую категорию героев составляют мифические герои, внёсшие серьёзный цивилизационный вклад в культуру народа.

Часто культурный герой является демиургом, участвуя в творении наравне с богами, или является первым законодателем. Добывает или изобретает для людей различные предметы культуры (огонь, культурные растения, орудия труда). Учит их охотничьим приёмам, ремёслам, искусствам. Вводит социальную организацию, брачные правила, магические предписания, ритуалы и праздники.

Самый знаменитый миф подобного рода — древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей наделил разумом людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать. Различать времена года, приносить жертвы богам, гадать. Внедрил государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпел страшные мучения — орел выклевывал ему печень, ежедневно вырастающую вновь.

Эсхатологические мифы

Наконец, очень интересны мифы эсхатологические, представляющие собой попытку древних придумать гипотезу конца света.

Эти мифы существуют наряду с космогоническими и связаны с противостоянием сил хаоса и космоса. Повествуют о судьбе человечества, о пришествии «конца света» и наступлении «конца времен». В них поднимаются темы катастроф и возмездия богов. Эта категория мифов возникла сравнительно поздно.

Попрание и нарушение человеком норм морали, закона, а также преступления и распри приводят их к гибели. Мир погибает в огне, космических катаклизмах, от голода и земных катастроф.

Одной разновидностью таких мифов являются сказания о предполагаемом конце света в будущем. Например, германский — о Рагнарёке. Другой их разновидностью являются мифы о том, что подобные события уже происходили в прошлом, и между мифическим миром и современным лежат периоды катастроф. В различных мифах причиной уничтожения мира может быть всемирный потоп, мировой пожар, уничтожение предшествующих поколений, гибель богов, и другие сюжеты.

Наибольшее значение в культурно-историческом процессе сыграли эсхатологические представления, сформулированные в знаменитом библейском «Апокалипсисе». «Грядет второе пришествие Христа — он придет не как жертва, а как Страшный Судия, подвергающий суду живых и мертвых. Наступит «конец времен», и праведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям».

Культовые мифы

Это мифы повествующие о культах и обрядах.

Наиболее примитивными культовыми мифами являются тотемические, сопровождающие обряды переодевания в тотемических предков. Культовые мифы часто являются эзотерическими, то есть их смысл знает только ограниченное число людей, часто достигших совершеннолетия мужчин. Такие мифы связаны с обрядом инициации. Когда достигший совершеннолетия член племени должен пройти через испытания с последующим посвящением в мужчины и приобщением к эзотерической традиции

Не все культовые мифы возможно описать и исследовать, так как многие из них держатся в секрете адептами культа и не разглашаются посторонним.

Не подлежит сомнению, что если не все, то большинство религиозных обрядов сопровождались культовыми мифами. Однако до сих пор остается спорным вопрос о том, создавался ли обряд на основе мифа или миф сочинялся в обоснование обряда. Множество фактов из религии разных народов свидетельствует о первичности обряда, который во все времена являлся самой устойчивой частью религии. Связанные же с ним мифологические представления нередко заменялись новыми, при этом первоначальный смысл обряда утрачивался. Некоторые религиозные действа, наоборот, складывались на основе какого-либо предания и выступали как бы в качестве его инсценировки.

Таким образом, в древних культурах миф и обряд развивались в тесной взаимосвязи и составляли единое мировоззренческое и структурное целое. Они являлись двумя аспектами первобытной культуры – «теоретическим», или словесным, и «практическим».

Эти мифы представляют собой как бы священное духовное сокровище племени, поскольку связаны с заветными традициями, существовавшими с незапамятных времен. Они утверждают установленную в обществе систему ценностей и способствуют поддержанию определенных норм поведения. Миф, особенно культовый, выступает в качестве обоснования существующего в обществе и мире порядка.

Культовый миф всегда считался священным, поэтому был окружен глубокой тайной и являлся достоянием тех, кто был посвящен в соответствующий религиозный ритуал. Культовые мифы составляли эзотерическую , т. е. обращенную вовнутрь, категорию мифов. Кроме того, религиозная мифология включала и другую, экзотерическую, или обращенную вовне, категорию мифов, которые были придуманы специально с целью запугивания непосвященных, особенно детей и женщин.

Тотемические мифы

Это мифы о животных. Представляют собой попытку объяснить родство племени с неким животным-тотемом, которое понималось как предок-родоначальник.

Тотемизм является одним из древнейших верований, сохранившихся у некоторых народов до настоящего времени. Некоторые учёные считают, что именно из веры в кровное родство людей и животных возникли мифы об оборотнях — легенды о перевоплощении человека в волка, тигра, медведя и др.

Животные являются не только героями космогонических мифов —  образы животных нередко используются и для его описания — космографии. Так, например, в древнеиндийских поверьях землю держат на спинах семь слонов, они стоят на спине черепахи, а та, в свою очередь, на змее. Подобную роль нередко играет и рыба. Резкое движение рыбы, на которой покоится земля, приводит к землетрясению, когда же она опускает голову, начинается наводнение. Древние египтяне изображали небо в виде коровы Нут, которая родила Ра, золотого телёнка.

Почётное место занимают мифы о животных и среди астральных мифов. С созвездием Пса, Льва, Лебедя, Орла, Скорпиона, Рыб связаны красивые легенды. Китайский зодиак также связан с мифами о животных. Существуют также легенды о происхождении самого зодиака.

Животные выступали также в роли основателей новой культурно-социальной традиции — устройство общества, обучение ремёслам и т. п.. Так, в древнем Китае —  Бянь Цяо — покровитель врачей, целителей: существо с птичьим клювом и крыльями летучей мыши. Ди Ку — небесный владыка, имел голову птицы и туловище обезьяны. Герой Фуси, научивший людей рыболовству и охоте, а также иероглифической письменности, сначала изображался в образе птицы. Около двух тысячелетий назад его стали представлять человеком с телом дракона, сходного обликом с прародительницей Нюйвой, духом дождя (порой — царевной-лягушкой) с телом змеи. Они образовали родственную пару, олицетворяя женское и мужское начало, двойственность бытия, символы инь и ян.

И в заключении хочу упомянуть ещё об одном разделе мифологии который почему-то не относят ни к одному из видов мифов.

Мифы о духах природы и  и существах

Духи — низший уровень мифологических существ, ко­торые находились в постоянном общении с человеком. Таки­ми были духи рода, духи покровители человека, духи болез­ней, духи жилищ, природы (озер, лесов, гор и т.д.).

В верованиях народа по-прежнему сохранилась так называемая низшая мифология. Основу которой составляют представления о разных духах природы – лесных, горных, речных, морских, связанных с земледелием, плодородием земли и растительностью.

Мифы о духах оказались самыми устойчивыми из всех, которые дошли до наших дней в произведениях фольклора и поверьях многих европейских народов, несмотря на свою грубость и непосредственность. Представления же о великих богах, характерные для высшей мифологии, существующие у древних кельтов, германцев и славян, практически полностью исчезли из народной памяти и только частично слились с образами христианских святых.

По существу, мифы были для древних людей «пособием по мироустройству». Для нас же они являются источником информации о том, как мыслил древний человек. Как формировались его представления о мире и как развивалась философская мысль. Как обобщался практический и социальный жизненный опыт, как возникала потребность в художественном творчестве.

 

 

Оцените статью
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

  1. Настя

    «Попрание и нарушение человеком норм морали, закона, а также преступления и распри приводят их к гибели» — вот даже в мифах об этом говорится. Мне вообще то для презентации надо «Виды мифов». А у вас тут самая полная инфа. Спасибо вы мне очень помогли.

    Ответить
  2. Карина

    Тут описаны основные виды мифов. Хотя больше то и не надо. Они уже в остальных начинают размазывать основные. Мне лично близки мифы о природе — всё что касается духов природы, существ, богов и всяких природных явлений. Через мифы легче объяснить ребёнку мироустройство и законы природы.

    Ответить
  3. Степаныч

    Вот у вас тут виды мифов есть солярные. А где почитать сами солярные мифы? Интересно было бы про русские мифы — мифы Амура, Урала, Сахалинские..

    Ответить
    1. Марина автор

      Степаныч, у меня залежи всяких мифов. Есть мифы народов, которые населяли и населяют территории России. Надо время рассортировать и выложить на сайт

      Ответить
Adblock
detector