Явь, Навь и Правь — древние славяне верили в эти три стороны бытия.
У Яви и Нави есть свои светлые и тёмные стороны.
- Явь — это мужское начало, материальный мир, явленное, то, что мы видим вокруг. Подобно понятию Янь у китайцев и раджас в индийской мифологии.
- Навь — это женское начало, духовный, волшебный мир, «тот свет», мир духов, предков, также мир снов. В тёмной Нави находится Пекло (ад). Подобно понятию Инь у китайцев и тамас у индусов.
Разделяет Явь и Навь — огненная река Смородина, некоторые древние герои перепрыгивали через неё. Явь и Правь разделяет небесная Ра-река.
сВЯЗывает миры Яви, Нави и Прави древо Сварога — Вяз. - Правь — это мир светлых богов, мир законов, мир Сварги — небесного царства и Ирия — славянского рая. Правь — это равновесие, золотая середина между Явью и Навью. Подобно индийскому понятию саттва. В Правь можно попасть из нашего через Навь, а сразу в Правь из Яви — через священные горы, вроде Алатыря (Эльбруса).
Напрасно забываем мы доблесть прошедших времён и идём неведомо куда.
И так мы смотрим назад и говорим, будто бы мы стыдимся познавать Явь, Навь и Правь,
и стыдимся обе стороны Бытия своего ведать и понимать.
И вот Дажьбог сотворил нам это Яйцо, в коем свет звёзд нам сияет.
И в сей бездне повесил Дажьбог землю нашу, дабы она была удержана.
И так души пращуров сияют нам звёздами из Ирия…
Но греки нападают на Русь и творят злое во имя их Богов.
Мы же сами не ведаем уже, куда бежать и что делать.
Ибо, что положено Дажьбогом в Прави, нам неведомо.
А поскольку битва эта протекает в Яви, которая творит жизнь нашу,
то если мы отойдём от Яви — будет смерть.
Явь — это текущее, то, что сотворено Правью. Навь же — после неё,
и до неё есть Навь. А в Прави есть Явь.
Поучились мы древней мудрости, вверглись душами нашими в это.
И вот это наше, так как это идёт от Богов. И вот на Коляду мы требы творим Богам.
И вот силу Их мы узрели в себе, и это Божий дар, но мы не просили этого, ибо сие напрасно.
И вот души пращуров зрят на нас из Ирия.
И там Жаля плачет, и речёт, что мы пренебрегали Правью, Навью и Явью…
Пренебрегали мы сим и глумились над истиной…
И мы не достойны быть Дажьбоговыми внуками.
Ибо, лишь моля Богов да имея чистые души и тела наши,
будем иметь жизнь с праотцами нашими, с Богами слившись в единую Правду.
Так лишь мы будем Дажьбоговыми внуками.
Явь, Навь и Правь — Триглав Миров
Всевышний Бог Род, породив сам себя, развернулся во Всемирье Великим Триглавом. Сей Триглав представляет собой Древо Рода (триединство миров) – Явь, Навь и Правь. Это проявления Рода, которые охватывают все сущее.
Правь
Правь – мир Богов, вершина Древа Рода, где извечно сидит Сокол-Род. Это Вышний мир, откуда льется на нас Свет Рода. Он исходит из Алатыря (Ока Рода), льется на Луга Сварожьи, а оттуда, через наше Солнце-Дажбога, – на Землю-Макошу. Сокол-Род зрит с вершины Древа Рода за всем сущим и тем самым познает и совершенствует себя. Из очей Сокола-Рода падают мелкие слезы, которые превращаются в писанки и через мир Нави попадают в Явь. Это Души – новые сущности, которые, отделившись от Абсолюта, становятся личностями и выходят на путь духовного просветления. Рождаются они из слезы, ибо она является одновременно символом грусти и радости, то есть человеческая сущность изначально наделена всем.
Правь, как и другие два Мира, имеет свою сходовершу.
Внешняя оболочка представляет собой Вырий – место, где находятся Души праведных Праотцев и Праматерей. В Вырии находятся Боги-Сварожичи – дети Лады и Сварога. На большие праздники и во время недельных правьславлений (имею в виду название древнеславянского названия дня — неделя) Врата Вырия отворяются и Боги десницами касаются детей своих (рода земного), а Светлые Предки сходят, чтобы дарить потомкам чувство единства с Родом Всевышним.
Середина Прави – это Сварга Пречистая, место, где находятся сущности Богов-Твастырей (творцов Телесных Вселенных, подобных нашей). Между Вырием и Сваргой Пречистой протекает Рай-река.
Ядро Прави – это сам Род Всевышний.
От понятия «Правь» происходят такие наши слова, как: правда, правильно, править, праздник и другие. Все они отображают светлые стороны бытия, ибо и сама Правь является источником Света.
Явь
Явь – мир Людей, ветви Древа Рода, звездные системы, где существуют формы жизни, более и менее развитые по сравнению с нашей.
В Яви, через Сварога и Ладу, Род Всевышний творит сам себя, познает и развивает. Здесь Души совершенствуют себя, набирая силы Духа и Света Рода. Попадая в Явь, Душа проявляется в минеральной форме жизни, отсюда, развиваясь (насыщаясь Светом Рода), переходит в растительную, потом – в животную форму, приобретая в конце концов человеческий лик.
Достигнув вершины познания, прожив свои века Ведающим, человек попадает на Луга Сварожьи – центр нашей Вселенной, светлое место, где постоянно находятся Сварог и Лада (как первопроявления Рода Всевышнего, они одновременно могут находиться в Прави и на Лугах Сварожьих). Оттуда Просветленные Души поднимаются в Вырий, а затем во Сваргу Пречистую.
Сходоверша Яви связана не с видимыми уровнями бытия, а с внутренним видением человека. В зависимости от нашего духовного развития мы оказываемся на разных уровнях мировосприятия. Такими уровнями являются миры трех варн: весей (хозяев), витязей и рахманов. Весям мир является в служении семье, витязям – в служении державе, волхвам – в служении Роду (имеется в виду единство людей (предков), земли(потомков) и неба (богов)
От понятия «Явь» происходят такие слова, как: явный, явление. Они означают вещи и события, которые происходят в реальном мире.
Навь
Навь – мир Силы, басуров и Душ Предков, которые отяжелили свой дух кривдой, – корень Древа Рода. Навь также является царством Темных Богов, над которыми, как луч света в темноте, царствуют Велес с Рожаницей (Бабой). В этом мире вызревает то, что приходит в Явь, следовательно, это мир не только силы, но и знаний. Падая из Очей Рода, Душа человека попадает в Навь к Велесу, который наделяет ее всеми знаниями для развития и самопознания в Яви. В Велесовой книге сказано, что «Велес отрочат несет». То есть Души в Явь из Нави приводят Велес и Рожаница. Как один из первопроявлений Рода Всевышнего, Велес одновременно находится в Прави, Яви и Нави.
От понятия «Навь» в нашем языке осталось только староруское слово «навии», которым называли умерших.
Таким образом, Древо Рода (Всемирье, Великий Триглав) представляет собой неразрывную целостность. Через Родных Богов – Сварога (Луга Сварожьи, Небо), Дажбога (Солнце, Землю) и Велеса (мир умерших, иномирье) – несется Свет Рода, соединяющий три мира. Жизнь человека – это прохождение и познание этих измерений бытия — Явь, Навь и Правь. Ни одна Душа не обойдет ни Нави, ни Яви, а выйдя из Прави, в Правь и вернется.