Славянские духи

Славянские духи Духи

Славянские духи… Наши предки знали, что бог-творец Род устроил мир так, что в нём нет пустоты — всё в пространстве имеет своё место. У каждого события, предмета и места есть свой покровитель и хозяин, выполняющий свои функции и обязанности. В домах обитают домовые, в лесах – лешие, в воде – водяные и т. д. Все эти существа — это славянские духи. Все они существуют реально, это не сказочные персонажи, а такие же жители нашей планеты.

Славянские духи — это сверхъестественные существа, наделённые своей волей и сверхъестественными способностями. Духи имеют различные свойства — невидимость, разум, ясновидение, способность к полёту, исчезновению и появлению. Духи славян, по своему желанию, могут либо никак себя не проявлять, либо стать видимыми, войти в контакт с человеком, общаться с ним (словесно или мысленно). Некоторые духи могут вызывать у человека видения, болезни, а также стать причиной тех или иных явлений природы. В физическом плане духи славян не имеют рождения и смерти.

Духи могут вселяться в любой предмет, в растение или в животное, стать причиной болезни, необъяснимого поведения, аномального явления, происходящего с этим предметом, растением или животным. Некоторые славянские духи (например духи болезней — Тиренький, Немоха, Ледея и.т.д) могут вселяться в человека и питаться его энергией, подчинять себе его волю.

«Образ духа появляется как результат наделения всего окружающего мира человеческими чертами, в частности, способностью к восприятию и волей. Духи славян могут восприниматься как сущности, связанные с человеком, иным живым существом, предметом или явлением. Видимо именно таким образом появились духи животных, растений, лесов, водоёмов, облаков, ветров, дождей, гроз, домашнего очага, охоты, рыбной ловли и так далее. То есть произошла мистификация сил природы. Славяне считали, что дух управляет поведением или процессом того, к чему относится (действиями животного, ростом растения, удачей на охоте, наличием или отсутствием осадков и так далее). Обиженный действиями человека дух может отомстить ему, а довольный — помочь». Александр Афанасьев.

Духи славян могут находится одновременно и в мире Яви — среди людей, и в Прави — среди богов. Будучи сами жителями мира Нави славянские духи являются связующим звеном между всеми мирами. Духи славян, или как их называли в народе — младшие боги, всегда выполняли функции, схожие с функциями богов, но их обязанности были простыми и адресными.  В отличие от мира Прави (богов), в мире Нави (духов) существовало четкое деление на добрых, злых и нейтральных духов. Это и внесло свой отпечаток в отношения людей к духам.

Мир духов обладал несколькими интересными особенностями.

  • Хоть славянские духи и выполняли функции, схожие с функциями богов, их работа была более узкоспециализированной, а количество самих духов было во много раз больше, чем богов. Например: у бога Велеса было много функций — но он один все их выполнял. А вот у него в подчинении наоборот было очень много помощников, но у каждого из них была  одна, только своя, функция. К каждому лесу был приставлен свой леший, болоту — болотник, полю — полевик, дому — домовой. Их было сотни — но у каждого своя вотчина и свои обязанности для помощи человеку, природе и миру.
  • Мир духов, как и мир богов, делился на несколько уровней, и духи каждого уровня относились к людям по-разному.
    Первым уровнем были домовые духи — духи пространства дома, являлись добрыми помощниками для человека.
    Второй — дворовые духи, духи пространства двора и дворовых построек, помогали с животными, оберегали и охраняли их и дворовые постройки — к человеку были менее добры, чем домовые. Исключение составлял банник – являлся недобрым духом по отношению к человеку, потому что после мытья человек оставлял в бане грехи и болезни (злых духов), что естественно не могло нравится баннику.
    Третий – природные духи, духи пространства лесов, рек, гор, болот и.т.д. Эти духи могли быть и добрыми и злыми для человека — смотря как он себя вёл на подвластной им территории.
    Четвёртый — духи болезней и бед, являются злыми духами для людей.
  • По древним летописям и современным исследованиям можно проследить, что мир славянских духов намного древнее мира богов – примерно на 649 тысяч лет. Духи и существа первыми проявились людям, и к моменту проявления богов так прочно вошли в жизнь и верования, что даже насильственное Крещение Руси и насаждение новой веры не смогло их изжить.

В древних рукописях говорится, что для славян мир умерших (мир духов — Навь) находился не под землей, а в лесу. Если проследить по мифам и поверьям, сохранившимся до наших дней, – то можно увидеть, что упыри, русалки, мавки, кикиморы, стриги и другие «неправильно умершие» люди живут именно в лесу, а не в подземном мире. А о том что три всадника, которые выходят из Нави именно в чаще, и что путь в царство Кощея Бессмертного (в мир Нави) проходит через лес Бабы Яги мы знаем и сами — по мифам и сказкам.

«Одухотворение» мира естественным образом приводит к представлению о том, что с духами, населяющими мир, человек может сосуществовать, конфликтовать, общаться, договариваться, заключать сделки, бороться, обращаться к ним с просьбами, заставлять выполнять некоторые свои желания, задабривать или даже наказывать их.

Среди славянских духов есть огромное количество таких, с которыми мы с вами знакомы по мифам. Например, хозяином дома является домовой, хозяином двора — дворовый, хозяином бани — банник, хозяином закромов — хлевник, в овине жил ситник (овинник). Также существуют духи стихийных участков пространства. Например, на мельнице — мучник, хозяином колодца — колодезник, хозяин леса — леший, или лесовей, или лясун. В водоеме водяной (водник), в болоте — болотник (болотяник), в полях — полевой (полевик, полевушка, полевица), в лугах — луговик (луговый), на меже — чур, или межевичок, а за печью в доме или за кострами на природе следит огневик. Даже существует ряд более мелких духов, как то: хозяин грибов — подгрибовник, в бору руководит боровик, во мху обитает моховик. За печью живет запечник, в подполе — подполянчик.

Часто наряду с мужскими духами существуют параллельно и женские, которые могут осмысляться как самостоятельная руководствующая сила дома. Например: рядом с домовым в квартире может жить и домаха, жена домового духа, дочь домового именуется домовинка, у лешего есть лешиха, или лесуниха, у водяного — водяниха, дети водяного — водянята.

Среди всего разнообразия славянских духов есть и духи-податели благ. Например у восточных славян очень развито поверье об охранителях кладов, но они осмысляются скорее как сторожа сокровищ, чем как их хозяева, и на контакт идут неохотно.

Все эти обитатели соседнего, невидимого, но ощущаемого нами пространства не вечны, как Боги. Но, владея дивом (магией), они живут дольше людей, обделенных специфичными умениями. А обделены, потому что перестали эволюционировать. Развитие личности отсутствует, новые качества не приобретаются — просматривается деградация. Интуицию не развиваем — есть телефоны и гаджеты. Сверхчувствительность оказалась не нужна, её заменили законы, которые (якобы!) позволяют чувствовать себя в безопасности от врагов. Предвидение не развиваем — ведь СМИ все расскажут, покажут и внушат заранее. И это далеко не полный перечень возможностей человека, для того что потерять стремление развиваться. Технику то мы развиваем, а сами деградируем. Поэтому техника эволюционирует, «размножается», наступает на живое пространство мира.

После крещения Руси многие духи славян были переименованы попами в бесов и демонов. Духи пространства гибнут — потому как человек, вырубая леса и отравляя химикатами луга и поля, убивает всё живое и духам просто не кому и нечему служить. Их становится все меньше, оставшиеся уходят глубже в леса, прячутся среди непроходимых болот. Но человеку и этого мало. Он осушает болота, чтобы торговать торфом, вырубает лес, продает в Финляндию муравейники, уничтожает чистые водоемы, и духи, населяющие их, гибнут. Вот и не слышно уже утренних песен водяниц, не выходят в росу навки потанцевать, нет уже стихиалий. Только слышится по всей Руси стоны и мольбы дивьего народца. И когда-нибудь они вовсе пропадут.

Я очень прошу вас: давайте беречь природу, а вместе с ней и наших славянских духов, давайте с детства приучать наших деток видеть и понимать этот прекрасный мир. Если вам посчастливилось иметь домового, банника или повстречать лешего или русалку — не гоните их, а дайте понять, что вы не причините им вреда и будете бережно относится к тому, что им дорого. В благодарность они могут научить вас многим необычным вещам, потому как хранят великие секреты и знания…

Оцените статью
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.